Пока не развито самосознание, человек оказывается не способным к осознанию своих потребностей и интересов, а значит к постановке целей деятельности, и, вследствие этого, к волеизъявлению. Известный отечественный психолог С.Л. Рубенштейн писал о самосознании как о сохранении человеком самого себя в качестве субъекта, «…существа, осознающего мир и изменяющего его…» (См.:120, с. 332). То есть
самосознание включает осознание человеком себя в качестве познающего и волящего начала. Такое осознание – необходимое условие осуществления своей воли. Самосознание как теоретическое (духовное) отношение человека
к себе и окружающему миру, неразрывно связано в деятельности с практическим, волевым отношением, и выступает как осознание субъектом себя в качестве «волевой определенности». В различные промежутки времени субъект может самоосознавать себя»… либо как потенцию, либо как волевую определенность, обусловливающую деятельность, либо как реальное воплощение осуществленной цели» (См.:129, с. 132). Осознание индивидом, группой себя в качестве «волевой определенности», субъекта воли выступает, таким образом, промежуточным звеном между осознанием своих возможностей, интересов, целей и их практическим осуществлением. Такое осознание свидетельствует о развитости воли, об объективной оценке субъектом своих возможностей и целей в их соотнесении со средствами их практического осуществления.
Если самосознание переводит человека из состояния бессмысленного существования к осознанному бытию, то воля делает это сознательное существование активно – деятельным, практическим. Самосознание выступает интегратором субъективных намерений и целей, вырабатывает линию поведения, осуществляет выбор и постановку целей, воля же отвечает за практическую реализацию задуманного. Самосознание может оказывать на волю различное влияние, действовать либо мобилизующе, либо тормозяще, либо парализующе. Особенно наглядно это видно на уровне личности. Если стоящие перед человеком цели осознаются им как невыполнимые и значительно превышающие его возможности, то такое осознание будет оказывать блокирующее действие на волю, парализует ее осуществление. Если человек осознает себя способным к деятельности, к достижению поставленных целей, то в этом случае самосознание мобилизует
волю. Адекватное представление человека как о возможностях для осуществления своей воли, так и об ограничениях ее проявления, делает более полным реализацию поставленных целей и расширяет границы человеческой свободы. Итак, адекватное самосознание – условие и предпосылка осуществления воли в действительном мире, ее наличного бытия в качестве родовой характеристики человеческого общества. По словам К. Маркса, воля «…свое действительное наличное бытие в качестве родовой воли имеет лишь в обладающей самосознанием воле народа» (См.:82, с. 292). Следовательно, лишь в качестве самосознающего субъекта как отдельный человеческий индивид, так и социальная общность в состоянии осуществить свою волю, выступить субъектом воли. Только воля в единстве с самосознанием – рефлексивная воля – может выступать в качестве родовой характеристики человеческого общества. Формирование какой-либо одной из названных характеристик субъекта неизбежно вызывает к жизни другую, предполагает ее развитие. Единство воли имеет в своей основе единство самосознания. Формирование самосознания в качестве одного из существенных моментов включает формирование развитой воли. Осознание своей принадлежности к общему – социальной группе или слою, классу, народу, государству, человечеству – означает переход самосознания личности, группы на качественно новую ступень, становление их в качестве субъекта социального самосознания. Социальное самосознание – осознание своей исторической миссии, возможность ее осуществления, социальная воля – способность и нацеленность на осуществление этой миссии. Социальное самосознание – осознание своего места в исторически сложившейся системе общественного производства, осознание своих коренных классовых интересов. Воля – готовность и способность социальных субъектов разрешить противоречие бытия и знания в революционной практике класса. Воля – форма опосредованного рефлексивного отношения к действительности, направленного на
преобразование окружающего мира в соответствии с поставленными целями. Без соединения с волей самосознание оказывается замкнутым на самом себе, и этап рефлектирования не перерастает в практическое действование. Воля как бы сообщает активность самосознанию, будучи, в свою очередь, сама им направляема. Воля в единстве с самосознанием-то есть рефлексивная воля – лежит в основе способности субъектов к самоконтролю и саморегуляции, выступает фактором активной социальной ориентации субъектов, является
необходимым моментом становления родовой сущности человека, развертывания его деятельного бытия.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод. Воля выступает необходимой составляющей деятельности, существующей в единстве с такими ее составляющими как потребности, интересы и цели деятельности, знания и самосознание, и образует вместе с ними необходимые звенья одного целого – деятельности. Однако, если потребности, интересы, цели, знания составляют объективную основу
человеческой деятельности и выступают ее побудительными
детерминантами, то воля есть субъективно – исполнительская детерминанта деятельности, нацелена на осуществление других моментов деятельности в наличном мире. Активно – деятельное начало, выраженное в воле, делает ее специфически человеческой характеристикой. Воля, будучи активно – деятельным, главным образом, практически ориентированным отношением, является конструктивно – созидательной способностью общественного человека. Воля и обусловливает и сама обусловлена. В своем становлении в
качестве родовой характеристики человеческого общества воля
детерминируется и интересами, и целями, и знаниями, и самосознанием субъектов, которые определяют ее нравственную направленность. Воля, не опирающаяся на знания, самосознание, не освященная сознательной целью – слепа, лишена направленности, теряет свою земную основу и превращается в некую самостоятельную силу. В свою очередь, лишь в соединении с волей актуализируются, переходят в действия, объективируются цели и знания, становится воинствующим самосознание. Сама же воля свое подлинное бытие в качестве родовой характеристики общественного человека получает лишь как рефлексивная воля.
Рассмотрение воли в качестве субъективно – исполнительской составляющей деятельности, позволило определить ее как специфически человеческое, ценностное, активно – деятельное, главным образом, практически ориентированное, целенаправленное отношение субъектов к миру и себе, направленное как на внешнюю действительность, так и на самоизменение. Такое понимание воли, на наш взгляд, более полно отражает
природу воли, ее сущность и вбирает все стороны, аспекты воли, выделенные в ранее предложенных определениях: сознательный и целенаправленный характер воли, способность к преднамеренным действиям, мобилизующая, активизирующая и регулятивная способность воли, ценностный аспект.
Выделение и рассмотрение воли как собственного момента
деятельности предполагает ее анализ в качестве всеобщей составляющей исторического процесса. Этот анализ и составил задачу следующего параграфа нашей работы.
1.3 УРОВНИ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТЫ ВОЛИ
Данный параграф посвящен анализу воли как составляющей
социальных отношений и исторического процесса, что обусловило изучение воли в деятельности субъектов различной модальности: личности,
социальной группы, класса, общества и т. д.; в процессе становления как отдельного человеческого индивида, так и человеческой общности в субъект
созидания; выявление и исследование закономерностей развития и функционирования коллективной воли в процессе цивилизационного развития человечества.
Воля – как характеристика личности
Выше было сказано, что воля как свойство субъектов рождается, проявляется и осуществляется в деятельности, является ее субъективно – исполнительской составляющей, проявляется в активном, созидающем отношении субъектов к себе и наличной действительности.
На уровне индивидуального человеческого существования воля наиболее доступна изучению. Индивидуальная воля имеет несколько опосредований: общественное бытие, индивидуальное бытие, бытие социальной группы, этноса, а также волю социальной группы, общества. Она всегда выступает проводником социальной воли, и, поэтому, в действиях отдельных индивидов проявляется не только их собственная воля, но и воля
того социального целого, к которому принадлежит индивид.
Задача, которую мы ставили перед собой, обращаясь к анализу воли на
уровне индивидуального человеческого существования, можно
сформулировать так: определить место воли в структуре личности и выявить ее специфику в отражении действительности; изучить ее роль в становлении индивида в личность.
Так как воля рассматривается нами как достояние субъектов различной
модальности: и отдельных личностей, и социальных общностей, то целесообразно вначале определить, что понимается под субъектом социальной активности. Ряд авторов в качестве субъекта социальной активности и познания признает только действующего, наделенного сознанием и волей человека[45]. Другая группа ученых видит субъекта социальной активности только в обществе (См.: 69, с. 109,111). Так, по мнению В.П. Копнина, подлинным субъектом является человек как родовое существо: «…подлинным субъектом выступает человек не как отдельно взятый индивидуум, а как общество»[46]. И, наконец, возможна третья точка зрения, которой придерживается и автор настоящей работы – в качестве субъекта социальной активности может быть рассмотрена и личность, и социальная группа, и общество в целом (См.: 79).