Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 16 из 24)

особенное (вождь, партия), берущее на себя процесс выработки общеклассовой воли, основываясь при этом на индивидуальные воли, берущее на себя представительство всеобщего (общей воли класса) и осуществляющее его в наличном бытии. Классовая воля при таком

рассмотрении выступает не как сумма индивидуальных воль, а как продукт деятельности обособившегося единичного. Общеклассовая воля выражает интересы не частные, а общие для всех представителей данного класса, а потому по отношению к каждому индивиду классовая воля есть выражение главного, кардинального для каждой личности. В этом смысле воля класса богаче индивидуальной воли, хотя и лишена ее индивидуально – типических характеристик. С одной стороны, воля личности является «исходным пунктом» в формировании коллективной воли. С другой стороны, воля класса осуществляется через деятельность отдельных индивидов, подчас приходя в столкновение с индивидуальными волями. Являясь результатом взаимодействия множества индивидуальных воль, воля класса (особенно классово – господствующая воля) приходит подчас в противоречие с индивидуальными волями, выступая по отношению к ним как должное, и подчиняет их себе. Таким образом, как отмечали в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс, «единичная воля связана выраженной в виде закона всеобщей волей»[51].

Обладая по отношению к индивидам принудительной силой, классово – господствующая воля выступает в объективированном виде, в виде юридического закона. Воля класса может также проявляться в деятельности класса как целого, в действиях отдельных его членов. Единая воля класса лежит в основе однонаправленности стремлений и действий всех его членов, активизирует деятельность класса в направлении достижения социально – значимых целей, не существует вне и помимо этой деятельности. Становление воли класса носит исторический характер, ибо только в истории развивается самосознание класса. Единая воля класса формируется

на основе осознания классом своего экономического положения, потребностей, интересов, целей. Воля класса является одним их необходимых моментов перехода его от стихийной к сознательной и организованной деятельности, становления класса в качестве подлинного субъекта, способного осознать противоречия объективной действительности,

и преодолеть их в своей деятельности. Формированию воли класса предшествует, в известной степени, формирование самосознания класса, более того, воля «…свое действительное наличное бытие в качестве родовой воли имеет в обладающей самосознанием воле народа» (См.:82, с. 292). Поэтому, класс до тех пор не имеет собственной классовой воли, пока у него не сформировалось самосознание, и он, вследствие этого, не способен осознать себя как общественную силу. Сопоставляя личностную и социальную формы существования воли класса можно сказать, что воля личности (единичная воля) и воля класса (коллективная воля) представляют собой тождественные противоположности, производные от общесоциальных условий. Поэтому, как и воля личности, классовая воля производна, вторична по отношению к бытию класса. Она – продукт деятельности прежде всего социальных организаций класса, его «коллективного мозга», благодаря чему реализуется активно – деятельная сторона классового сознания, необходимая

составляющая деятельности класса. Воля класса выражается в воле личности, преломляясь через ее индивидуальные способности. Воля личности выражает и осуществляет не только индивидуальные цели и интересы, но и общеклассовые, и в этом смысле, единичная воля есть воля класса, не существует вне связей с классовой волей. Воля класса, при таком рассмотрении, никогда «…не становится сверхличностной, оторванной от воли людей» (См.:100, с. 87). Классовая воля присутствует в единичных волях, но не в законченном виде, а как частица, сторона, генеральная

тенденция. Будучи результатом объединения единичных воль, общеклассовая воля является качественно новым образованием, не сводимым к простой сумме составляющих ее единичных воль. Обладая по отношению к единичным волям принудительной силой, классово –

господствующая воля выступает в объективированном виде, выступает по форме как «объективное» явление. Воля класса, получающая в действиях

класса, отдельных личностей, в законе свое наличное бытие, «…представляет собой единство психологических и социальных моментов»

(См.:2, с. 19).

Воля класса тесно связана с идеалами, настроением класса, эмоциями и т. д. Идеалы, выступая как образы социально – значимых целей, «…развертывают условия для единения и объединения человеческих сообществ, интеграции многих индивидуальных воль в одну, совокупную, общую волю» (См.:41, с. 54). Идеалы, следовательно, способствуют

образованию единой воли класса, воли всего народа.

Говоря о взаимосвязи воли личности и воли класса (народа, общества) следует подчеркнуть, что связь эта двухсторонняя. Причем, обратный ток – влияние воли личности на классовую (коллективную), – естественно, по характеру и силе никогда не может быть равен первому. Здесь, однако, надо учитывать и характер эпохи и характер личности, и хотя воля личности участвует в образовании общеклассовой воли, она не растворяется в ней. Личность активна и свободна, поэтому, реализуя и выражая в своей

индивидуальной деятельности волю класса, она соотносит ее со своей волей, как бы налагая свою волю на осуществление классовой. Коллективная воля (воля класса, общества, народа), реально существуя, то есть выполняя свои

социальные функции через волю личности, действует как должное, необходимое. Однако, она может быть осуществлена личностью различными возможными путями, которые существуют в рамках наличествующей необходимости. Поэтому, личность, осуществляя общую волю, может проявить и свою индивидуальную волю, действует свободно. Личность

всегда выступает индивидуальным субъектом общественной жизнедеятельности. Любое действие – это всегда проявление

индивидуальной воли, которая неизбежно скрещивается с волями других людей, класса, общества в целом. В этом случае возникает проблема

социального регулирования деятельности людей. Классово –

господствующая воля, объективированная в юридическом законе, ставит личность перед необходимостью следовать определенным правилам, нормам, требованиям, в осуществлении которых личность проявляет свою волю. Такая коллективная воля действует как генеральная тенденция и, осуществляясь через индивидуальные воли, предоставляет индивиду возможность свободного (в рамках существующей необходимости) выбора определенной линии поведения, осуществления своей воли. При этом

человек тем свободнее, чем большего развития достигла его воля, чем полнее в его деятельности выражается необходимость, чем шире он использует в ней возможности, вытекающие из его принадлежности к определенному классу, из места и роли этого класса в исторически определенной системе

общественного производства. Воля личности выступает при таком рассмотрении частью силы, созидающей историю постольку, поскольку ее «…индивидуальная активность увеличивает социальную силу классового движения, вылившегося в определенный исторический результат» (См.:147,

с. 36). Вместе с тем, классы, народные массы, являясь субъектом истории,

своей деятельностью и волей, при зрелости объективных условий,

опосредуют направление, ход, результаты исторического процесса в целом. Как и индивидуальная воля, социальная воля формируется под воздействием «особых жизненных обстоятельств», является продуктом общественных отношений каждого данного общества. Основой единства воли личности и воли класса является общность их содержания, которое в конечном счете определяется системой социальных и экономических отношений данного общества, условиями бытия класса. Однако, это единство диалектично и содержит в себе моменты различия:

– По объему. Воля класса есть концентрированное выражение

интересов и потребностей воль всех членов класса. Она – общая для всех представителей класса и имеет в сравнении с индивидуальной более широкую социальную базу.

– По субъекту. Субъектом классовой воли как коллективного образования является человеческая общность. Субъектом индивидуальной воли – личность.

– По способу формирования. Индивидуальная воля формируется в процессе онтогенеза через включение индивида в различные виды деятельности и общественные отношения, под воздействием процессов воспитания и самовоспитания. Воля класса – продукт деятельности обособившегося единичного – социальной организации, политической

партии, которая на основе выявления и учета интересов всех членов класса,

вырабатывает общеклассовую волю, действующую как генеральная тенденция.

– По значимости отражаемого. Воля класса отражает кардинальные потребности и интересы класса как целого. Воля личности отражает индивидуальные потребности и интересы. Но, в силу того, что личность – всегда имеет определенную классовую принадлежность, ее воля есть осуществление и выражение классовой воли.

Воля личности имеет выраженную индивидуальную окраску, и в этом она богаче воли класса, которая лишена ее индивидуально – типических характеристик.

Подводя итог вышесказанному, следует отметь следующее: воля коллективного субъекта – это такая характеристика, составляющая его деятельности, которая направлена на преобразование действительности в интересах и целях общности, а также на ее самоизменение. Социальная общность становится подлинным субъектом социальной активности только тогда, когда она овладеет самосознанием и волей, способных выразить и осуществить ее, то есть когда она выступает субъектом рефлексивной воли. Социальная воля – один из важнейших факторов, превращающий стихийную народную массу в организованное состояние, формирующий социальную общность в субъект социальной активности, осознающий свои цели и