проблемы в зарубежной философии, а также на понимании воли
Л. Фейербахом. Идеи этих мыслителей составляют важную методологическую основу исследований воли, дают представление об основных парадигмах исследования воли. Воля в нашей работе
рассматривается в зрелом виде как ставшее, сформировавшееся свойство субъектов. Поэтому, изучение процесса становления воли в онтогенезе, а также подробное исследование процесса формирования коллективной воли не входит в задачу монографии. В качестве субъективных носителей воли в работе рассматриваются как отдельные личности, так и различные человеческие общности.
Приведенные положения затрагивают общие проблемы воли, а также тему «воли как социального явления». Что касается исследования политической воли, воли как необходимой составляющей деятельности различных политических субъектов, то данный феномен не получил пока освещения в философии политики и социальной философии, хотя многие ученые: политологи, философы оперируют этим понятием давно. Но теоретическому анализу это явление не подвергалось. Так что не вполне ясно: не является его употребление просто метафорой? Первые прикидки показывают, что это не так.
До недавнего времени многообразные проявления политической воли в отечественной философской и политической мысли сводилось к воле партии и государства. При всем при этом, что в феномене тоталитарной политической воли действительно ярко проявляются некоторые сущностные черты политической воли (прежде всего ее властный аспект), как бы иллюстрируя основные положения классиков волюнтаризма, другие стороны политической воли не могут быть осмыслены. Речь, прежде всего, идет о такой сущностной стороне политической воли как свобода выбора, свобода политической воли. Как показывает российская действительность последних
лет сочетание политического выбора и политического воплощения,
политических прав и политических обязанностей могут приобретать весьма причудливые формы. Среди этих форм преобладают явления политической акразии и политической абулии. Проанализировать причины столь больших амплитуд политической воли государства в исторически коротком
промежутке – настоятельная теоретическая и практическая задача. Вообще анализ актуальных проблем социального и политического развития России сквозь призму проблемы социальной воли по нашему убеждению способен переместить проводимые реформы в более целенаправленное и действенное русло.
Тем более, что в поле отечественной социальной и философской мысли ныне оказались включены такие исследовательские парадигмы и концепции, которые не только очевидно включают волевой компонент (политическое лидерство, механизмы легитимации, деятельность политических элит), но и
помогают восполнить опускавшиеся ранее в рамках марксистской парадигмы необходимые опосредствующие звенья политической деятельности.
В изданиях по проблемам философии и психологии политики последних лет отечественные исследователи вплотную подходят к проблемам политической воли, но как бы не решаются сделать следующий шаг.
В интересной работе Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал «Политическая психология»[11] авторы подчеркивают: «Политическая воля предполагает способность встать над мелкими личными и групповыми интересами во имя
национальных. Без политической воли нельзя выйти за пределы политических стереотипов и преодолеть инерцию мышления»[12]. Однако далее категория политической воли авторами не разрабатывается и не исследуется. Работа другого авторитетного автора Г.Г. Дилигенского «Социально – политическая психология»[13] выполнена в рамках традиционной мотивационной парадигмы и поэтому «волевая
проблематика» редуцирована в другое понятие и методическое поле.
Среди заметных работ по философии политики отметим серию «Теоретическая политология: мир в России и Россия в мире» В монографиях этой серии: «Философия власти», «Философия политики», «Политическая антропология» достаточно часто используются понятия: «свобода воли», «подневолье», «экспроприация чужой воли», «своеволящее дикое бытие», «эмоционально – волевое освоение действительности», «бюрократический волюнтаризм» и т. д. Однако они использованы на полуметафорическом уровне, а не в качестве научного или категориального аппарата.
Аналогичный подход мы встречаем в содержательной работе А.С. Панарина «Философия политики» (М., 1996). Наиболее близко к проблеме политической воли как феномену и научной категории подошли такие авторы, как Г.Л. Тульчинский и А.Н. Водолагин[14]. Выполняя необходимые задачи первого этапа исследования политической воли, по-преимуществу,
сосредоточились на анализе доктринальной истории проблемы политической воли: рассмотрение античной концепции всемирного господства, истоков и эволюции христианского волюнтаризма, новоевропейской «метафизики воли и власти», доктринального политического волюнтаризма в России. Несомненно, что без такого историко – философского экскурса трудно переместиться в эмпирическую плоскость исследования политической воли и реконструировать историческую и современную феноменологию политической воли. Между тем, мы подошли как раз к рубежу этого очередного этапа. Вместе с тем, в этом аспекте
возможно установить и описать не только основные проявления
политической воли в ее истории и современности, но и выйти на уровень разработки технологий политического волеполагания и социальной терапии патологий политической воли.
Таким образом, основной задачей монографии является анализ методологических подходов к исследованию индивидуальной и социальной воли и его применение к рассмотрению политической воли, как наиболее яркому их воплощению. Нам хотелось бы положить на язык научных и социальных философских понятий те самые идеи политической воли, которые уже витают в воздухе, и которые могут стать инструментом теоретического анализа и социальной интеграции. Основные положения работы автор имел возможность ранее апробировать в ряде публикаций[15], а также обсудить их на Всероссийской научно – практической конференции «Политико – административная элита и государственная служба в системе властных отношений» (Ростов-на-Дону, 10–11 сентября 1996 г.).
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОЛИ
Анализируя историю и современное состояние исследований проблемы воли, мы обнаруживаем многообразие подходов и
исследовательских программ. В этом нет ничего удивительного. Так складывается история познания любого сложного объекта.
В исследованиях воли обращение к истории философии и науки особо необходимо, поскольку интерес к этой проблеме развивался волнообразно: он то вспыхивал, то уходил в сторону, как бы проецируя в область философии и науки соответствующий общественный интерес и социальный заказ. Например, в истории европейской философии периоду социальной модернизации, становления новоевропейской государственности, идей гражданского общества, правового государства, суверенной личности соответствовал обостренный интерес к проблеме индивидуальной и общественной воли. В этот период оформляются интеллектуалистская и волюнтаристская исследовательские парадигмы в проблеме воли. Воля изучается в аспекте свободы выбора и как властная функция социального и
индивидуального поведения. Зрелые стадии модернизации обнажили расширявшийся интерес к человеку, овладению опосредованными формами управления человеческим поведением и социальными процессами, ориентацию на своевременное решение конфликтов в обществе. Это сформировало мотивационную парадигму и как бы растворило проблему воли, перевело в снятом виде в систему новых проблем.
Эпоха постмодернизма с ее ревизией роли и места сложившихся социальных структур и институтов, идей формирования глобального гражданского общества[16] вновь обратила внимание на проблемы социальной и политической воли, но уже в функционировании таких социальных субъектов, как элиты и бюрократия, лоббистские группы и
корпоративистсткие социоструктуры. Это вновь обострит интерес к проблеме воли в таких ее аспектах как метапроцесс саморегуляции, механизмы выбора в бифуркационных точках развития и т. д. Очевидно следует согласиться с глубокой мыслью Л.С. Выготского о том. Что воля – продукт исторического развития и «всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический»[17]. Это, с одной стороны, заставляет рассматривать волю как системный развивающийся объект, а, с другой – ценить результаты тех изысканий по поводу сущности воли, которые складывались ранее и к которым необходимо возвращаться вновь и вновь при переходе на новый уровень феноменологических представлений о воле.
1.1 ПРОБЛЕМА ВОЛИ В ИСТОРИИ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
В качестве объекта научного исследования проблема воли имеет многовековую социально – философскую и психологическую традицию. Не погружаясь в историю античной, средневековой и новоевропейской мысли, рассмотрим подходы к воле уже в условиях первых оформившихся научных и классически – философских парадигм. Анализ показывает, что она разрабатывалась в этих условиях как с позиций детерминизма, так и с позиций индетерминизма.