Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 21 из 32)

3. Гражданская власть не вправе посягать на те права, которые человек удерживает за собой.

Пейн более последовательно придерживается линии, что при вступлении в общество человек все свои природные права оставляет за собой, и только часть некоторых требует защиты со стороны власти.

Общество и государство

Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между обществом и государством. Они различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: "общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь". Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой.

Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, то есть о праве на восстание. Этими же идеями народного суверенитета и право на революцию Пейн обосновал допустимость отделения колоний от Англии и образование собственного независимого государства.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Государство создается людьми по общественному договору, поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.

Формы государственного правления

Все формы государственного правления Пейн делит на два вида:

1) Правление, установленное самим народом - на основе выборов и представительства, имеют источником общественный договор и утверждены на разуме;

2) Правление, воздвигнутое над народом - на основе права наследования, имеют источником силу и обман

Выделяет также «новые правительства», где Конституция является актом народной воли и дает предписания власти, которая уже от нее получает все свои права.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Поскольку в основе такого управления лежит народный суверинитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей. Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Верховной властью должен обладать, по его мнению, законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права (исходя из принципа естественного равенства людей).

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, Пейн был сторонником однопалатной структуры парламента, в то время как для других мыслителей она представлялась прямой угрозой скорого самовырождения и компрометации. Возражая на этот аргумент, Пейн делал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия и устанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. Такая Конституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающее средство, чем любой другой контроль.

Важным инструментом, призванным нейтрализовать вредное следствие импульсивности работы однопалатного парламента, он считал единообразный принцип представительства. Слишком большим был (6 лет), по его мнению, срок полномочий сенаторов.

Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом "вето", против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

Вывод: Политические взгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американцев - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии.

43. Политико- правовые идеи русских просветителей 18в. (С.Е. Десницкий) (не лекция)

Отдельные представители образованных классов, сопоставляя существовавшие в России феодально-крепостнические порядки с порядками более развитых стран либо передовыми теориями стран, переживающих кризис феодализма, высказывали критические суждения о злоупотреблениях крепостным правом, ставили вопрос об осуществлении в России хотя бы части идей Просвещения.

Одним из первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий (после 1740-1789).

В произведениях Десницкого широко использовались достижения теоретической мысли других стран. Вслед за Адамом Смитом Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) – охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменение государства и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда изменений государства и права.

Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился “приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию”.

Он написал “Представление о учреждении законодательной, судительной и накзательной власти в Российской империи”. Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не “разделение властей”, а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции.

Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение – Сенат.

Десницкий предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный орган (600-800 человек), избираемый (“по изволению монархов”) на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

Учреждение “судительной власти” мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и организация суда присяжных.

“Наказательная власть” должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин.

Кроме того, в столицах и крупных городах предлагалось учредить “гражданскую власть” из купцов и дворян, ведающую градостроительством, ценами, сбором пошлины и др.

Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. Как почти все мыслители того времени, он осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить законом, чтобы такие продажи не делались без согласия самих крестьян.

44. «Наказ» Екатерины П. Проблемы государства и права в произведениях М. Щербатова (не лекция)

Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия ряд идей Просвещения. В 1767 г. была создана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Стремясь предстать перед общественным мнением России и Европы как “мудрый законодатель”, Екатерины II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ”, большая часть текста которого воспроизводит фразы и идеи западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа.

В “Наказе” содержится ряд декларативных положений, неосуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависисимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения “Наказа” должны были свидетельствовать о просвещенности российского монарха и способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам. В окончательном тексте “Наказа” крепостничество (“рабство”, “неволя”) берется как факт, не подлежащий критике; для его обоснования приспосабливаются даже отдельные высказывания западноевропейских просветителей.

Политика абсолютизма, хотя и отвечавшая интересам дворянства в целом, порой не вполне соответствовала настроениям и пожеланиям части верхушки класса феодалов. Родовитая знать была недовольна самодурством самодержцев, заносчивостью и произволом фаворитов-временщиков.

Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) – князь, родился в Москве, получил домашнее образование, знал несколько европейских языков. Службу начал в Петербурге в семеновском полку. В 1762 году ушел в отставку (манифест «О даровании вольностей всему дворянству») В 1767 избран депутатом ярославского дворянства в комиссию перед которой Екатерина 2 поставила задачу о пересмотре законадательства и создания нового свода законов. Для этой комиссии он составил проект «Наказа ярославского дворянства» и написал замечания на Большой Наказ Екатерины 2. Произведения: «О надобности и пользе городских законов», «Разные рассуждения о правлении», «Размышления о законодательстве вообще».