Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 22 из 32)

Подверг резкой критике абсолютную монархию как форму правления и деятельность всего Екатерининского правительства, отмечая масштабное злоупотребление, взяточничество. Выход из этого положения заключается в ограничении власти монарха и соблюдении законности во всех сферах государственной деятельности.

Происхождение государства видел в естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Исходил из естественного равенства всех людей от природы. Это равенство постепенно разрушается по причине различия в силах и способностях людей, ибо наделяя людей различными дарованиями, природа сама усмотрела возможность неравенства.

Это неравенство стало закрепляться в потомствах.

Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности и при его заключении уступили меньшую часть своих прав, сохраняя неотчуждаемую свободу. При анализе государственной власти, выдел 4 формы правления: монархия, аристократия, демократия, деспотия.

При анализе форм правления западно-европейских государств наиболее привлекательной видел английскую конституционную монархию (разделение властей, определенная законом компетенция). Критиковал деспотичность правления, которая возникла при сосредоточении абсолютных полномочий главы государства (беззаконие, своевластие правителей, формирование продажного своекорыстного аппарата управления). Результат – тирания, всеобщее падение нравов.

Самовластие, по мнению Щербатова, разрушает силу государства в самом ее начале. Республика не вызывает симпатий, поскольку всегда есть вероятность бунтов и мятежей. В более поздних произведениях стал находить достоинство республиканской формы правления: развитие торговли, для которой предпочтительней вольность, подъем патриотических чувств, обеспечение законности, ибо в республике все люди подчинены не множеству правителей, а единому закону. Достоинства эти он ставил в прямую зависимость от учреждения определенной равности между гражданами, в результате которой все они почитают себя единым народом.

Монархия может быть ограниченной и неограниченной. Симпатии на стороне ограниченной монархии, которая должна хранить жизнь, честь и спокойствие граждан. Для России эта форма правления традиционна т.к великие князья всегда правили опираясь на Совет, в который входили лучшие мужи отечества. Щербатов полагал, что монарх не правомочен без согласия народа объявлять войну, вводить налоги, издавать законы и т.д. В своей идеальной модели он перечислил основные составляющие высшего правительства: дворянскую, купеческую, мещанский, депутаты.

Высшее Правительство - представительный орган, сосредоточивший законодательную, судебную власти. Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит страной в законных пределах. За нарушение закона монархом предусмотрена ответственность. Таки образом монарх - высший чиновник государства и не более того.

Классифицируя закон в духе традиций естественно-правовой школы, делит его на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум.

Щербатов предлагал передать законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха “основательными законами”.

Судопроизводство: процесс открытый, гласный, предусматривается участие защитника. Цитировал «хабеас корпус акт», выступая за то чтобы никто не наказывался без суда. Каждый может быть арестован только с разрешения соответствующего органа в предусмотренном законом порядке. Ответственность - за вину, суровость наказания - соответственно тяжести преступления.

Социальные взгляды: каждому сословию определить его правовой статус, а также определить круг занятий. Он выступал против наделения купечества правом владеть крепостными, а также против присвоения дворянского звания выходцам из других сословий. Критиковал крепостное право, но при этом считал что освобождение крестьян дело будущего т.к. крестьяне не просвещены и нравственно не подготовлены к свободной жизни. Они могут перестать заниматься земледелием, оставить неплодородные земли и отправиться к плодородным, центр страны может оскудеть и стране будет грозить разорение. Щербатов оспаривал возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество и отрицательно относился к просвещению народа, которое по его мнению, ведет к духу неповиновения.

Средства для ближайших преобразований в с\х видел в сокращении расходов на содержание армии. Вносил предложение об устройстве военных поселений, в организации которых видел экономическое средство повышения благосостояния армии ( в связи с уменьшением численности), ослаблением бремени рекрутчины и налогового бремени для населен. Все преобразования осуществлять необходимо постепенно, вводя хорошие законы и просвещая народ.

Щербатов часто ссылался на идеи Просвещения, рассуждал, что люди имеют разные способности; это естественное неравенство связано и с сословным неравенством, которое возникло исторически, в процессе возникновения государства и разделения труда.

45. Радищев о праве и государстве (не лекция)

2/2 18 века - усиление крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило передовые умы в поиски вариантов выхода из кризисной ситуации. Существовала проблема - форма правления Российского государства. Несколько вариантов решения:

превратить абсолютную монархию в просвещенную;

конституционное ограничение монарха;

республиканский образ правления.

Радищев предложил радикальные ответ на эти вопросы.

РАДИЩЕВ (1749 – 02) родился в саратовской губернии в дворянской семье, получил домашнее образование, окончил пажеский корпус, потом Юридический Факультет, знает несколько древних и новых европейских языков. Долг перед отечеством усматривает в борьбе с крепостничеством и самодержавием ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Термин самодержавие употребляет в смысле сосредоточение неограниченной власти в руках монарха, он ставит равенство между всеми организациями монархической власти.

Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критика бюрократического аппарата, на который опирался монарх, отмечая необразованность и продажность чиновников.

Особенность России - наличие самостоятельного бюрократического аппарата, у которого отсутствует связь с монархом и народом. Исходные положения его теории основываются на теории естественных прав человека и договорном происхождении государства.

Причина образования государства: природная социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, а с появлением частной собственности это нарушается, т.е. как Руссо он полагал, что образование государства связано с появлением частной собственности. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет за собой суверенитет, т.к. он не мог бы согласиться на рабство. Крепостное право - нарушение естественных законов и экономически несостоятельно (подневольный труд - непроизводителен). Он обращает внимание на отсутствие в законах правового статуса крепостного крестьянина.

Социальный идеал: общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая организация - Народное Собрание. Концепцию разделения властей не признавал, т.к. народ может быть единственным государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивает всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России - в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями. Столица Н. Новгород. Это устройство может обеспечить свободу мысли, слова, деяния, защите самого себя, когда закон это сделать не в силах, право собственности и право быть судимым себе равными.

Судопроизводство: наказание только по суду, каждый судится с себе равными гражданами. Организация правосудия в виде земских судов, избираемых гражданами. Виды судов: духовные, гражданские, военные, совестные. Хорошо отзывался о судах присяжных в Англии.

Наказания: отмена смертной казни, смягчение суровых санкций, против телесных наказаний.

Международные отношения: против агрессивных войн, идея равноправия всех народов.

За "Оду вольности" и "Путешествие ..." был приговорен к смерти, но заменили на 10 лет ссылки в Усть-Илимск. Александр 1 вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. Покончил жизнь самоубийством.

46. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.

М.М. Сперанский -известный государственный деятель. Основной занятием его была подготовка закона для уничтожения произвола правления. По зад Александра 1 подготавливал проекты усовершенствований государственного строя империи (введение к уложению, государственные законы Российской империи, Проект уложения, и связан с ними записки и проекты).

Сперанский подчеркивал, что государство основывается на общей воле народа и передаче правителю сил. Из физической силы создается войско, из народных богатств –деньги, из уважения- почести. Если государство распоряжается ими неправильно, то чрезмерное войск порождает нехватку вооружения, выпуск денег в большем количестве -мнимую монету, обильные почести- неуважение чинов. Таким образом в государстве может быть войско без силы, деньги без богатств, почести без уважения. Цель государства является обеспечить безопасность личности, собственности, чести каждого.

Закон, определяющий предел самодержавию, называется конституцией. Он считает, что конституция будет пустой теорией, если у законодательной власти не будет сил заставить исполнительную власть подчиниться конституции. Сперанский различал внешний образ правления(постанов, уставы об устройстве государства) и внутренний – расположение государственных сил. Главное не в том, как государство называет или как оно издает закон, а главное ограничивает ли самовластность правителя или нет. Наст конституционная сущность не на бумаге, а в реальном распределении сил в государстве.