Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 25 из 32)

Иеригн отмечает, что если в древности развитие права основывалось на местном, национальном уровне, то в настоящее время стоит говорить о преобладании теории универсальности.

Общее и для Иеринга и школы естественного права:

1. Энергичная защита закона как высшей по сравнению с правом формы. Закон более соответствует потребностям народа.

2. Признание творческой роли личности, универсальных начал в развитии права. Присутствуют прогрессивные стремления –противоположность национальному консерватизму исторической школы.

Произведение: “Дух римского права”. Сущность права – есть свобода. Личность – есть самоцель. Права личности предоставляются не милостью всемогущего государства, а принадлежат человеку в силу того, что он есть человек.

Иеринг исправил ряд ошибок исторической школы права и внес в юриспруденцию много ценного, так как идея прогресса получает у Иеринга особое выражение.

51. Учение Канта о государстве и праве.

КАНТ (1724-04). Первоначально был последователем Вольфа, затем Юма - нельзя идти вперед без непосредственного познания истоков. Написал работу под названием "Критика чистого разума"(1781г.), исследующую познавательные возможности человека. Объясняет происхождение границ человеческого познания. Чистый разум – это разум, не зависящий ни от какого опыта. Он хотел показать что мы получаем из опыта, а что черпаем из чистого разума. Опыт дает разнообразие явлений, создающих материал познания, связь и единство вносит разум. Так, человеческое сознание получает свое содержание из опыта, а свою форму- от разума.

Признавая «условное», (видимое, мир чувств), разум должен постоянно стремиться к «безусловному» (мир сущностей) и для этого должен искать полноты и системности знаний. Но эта цель не может быть достигнута, ибо связь с условным и безусловным не доступна нашему пониманию.

Кант открыл новую эпоху в человеческой мысли, отвергнув так называемые «сенсуалистические теории». Доказал наличие в человеке двоякого источника познания - разума и чувства, связь между которыми объявил непостижимой.

В сфере «практического разума» он показал, что воля человека складывается из двух противоположных начал: разума и влечений. Человек действует не только под влиянием внешних побуждений, но и по внутренним мотивам (обязанностям), вытекающим из разума. Так он выводит «основной закон нравственности»: «Действуй так, чтобы правило твоего поведения могло быть общим законом для всех разумных существ». Этот закон должен соблюдаться при любых обстоятельствах.

Учение говорит о том, что разумное существо должно во всех своих действиях руководствоваться не личными побуждениями, а объективным законом - это источник всякой нравственности. Различия между юридическим законом и нравственностью: юриспруденция определяет лишь внешние действия, а нравственность имеет дело с побуждениями. Юридическое законодательство придает им принудительный характер. Государство - соединение определенного количества людей под юр законами. Общее соединение воли этого союза заключает в себе 3-кую власть – законодательную, правительственную и судебную.

Законодательную власть может принадлежать согласной воле всех лиц, составляющих союз. Гражданская свобода в государстве - право лица подчиняться только так закону, на который лицо дало согласие. Эта свобода неотъемлемо принадлежит гражданину. Гражданское равенство - право признать над собой только такого высшего, которого мы можем обязать к тому же. Из этого вытекает гражданская самостоятельность, т.е. независимость от чужого произвола в отношении своего положения, а потому и право не быть представляемым кем бы то ни было в своих юридических действиях.

Это делит граждан на зависимых («страдательных») и независимых («деятельных»). Право голоса может быть предоставлено только независимому от чужой воли гражданину. Таким образом, каждому нельзя предоставлять право участия наравне с другими в принят общественно-значимых решений лицам, подчиненным кому-либо (женщины, дети, подмастерья, слуги и т.п. - все, кто получает содержание от других). Их зависимость не противоречит принципу равенства с другими людьми. Но!!! Каждый гражданин должен иметь возможность из страдательного гражданина сделаться деятельным. *Это все равно не снимает противоречий в теории Канта.

Отрицает всякие наследственные привилегии, предлагает их постепенно уничтожать.

Правительственная власть призвана использовать законы, назначать чиновников и управление. Законодатель может сменить правителя, отнять у него власть, но не вправе его наказать т.к. наказание -прерогатива судебной власти. Правителю принадлежит верховное право принуждать, но лишь на основании закона.

Судебная власть не может принадлежать ни к законодательной, ни к исполнительной, решать виновность должны присяжные (взятые из народа), а судья - объективность приложения закона к вердикту присяжных.

Единственное правильное государственное устройство – республика, т.к. соотносится с принципом свободы и равенства . Он стоит за представительную республику, не объясняя как представительство может совмещаться с правом каждого гражданина на принятие общего решения, которое является неотчуждаемым (т.е. правом на непосредственное участие!).

Республика – это НЕ демократия. В работе "О вечном мире" он разделяет все образы правления на:

- республиканский (основанный на отделении исполнительной власти от законодательной)

- деспотский (слияние властей).

Демократия склонна к деспотизму. Каким бы ни было устройство государственной власти, оно имеет право требовать от подданных полного повиновения. Сопротивление правительству недопустимо, иначе мы признаем, что верховность власти не есть верховность. Поддан могут только приносить жалобы и подавать прошения.

Противоречие: безусловное требование свободы и требование повиновения всякому установлению власти.

Свою политическую теорию кладет в основу понимания международного права. Все народы живут на одном земном шаре, который составляет общее достояние всех => объединить всех в одно государство с подчинением единой власти.

Кант указывает предварительные условия вечного мира:

1.Запрет приобретения государства частным способом (наследованием)

2.Уничтожение по мере возможности постоянных войск, кот грозят вечной опасностью соседям.

3.Запрет заключать займы для ведения внешней войны

4.Запрет вмешиваться во внутренние дела другого государства

5.Запрет применения в войне средства, кот уничтожит доверие в будущих отношениях.

6.Окончательное условие - установление во всех государствах республиканского правления.(см. особенности понимания республики Кантом! Это конституционная монархия).

Фсф истории Канта. Всемирная история- не есть случайное стечение обстоятельств, а разумное движение, направляемое внутренней целью, стремлением к полному и сознательному развитию всех способностей человека. Это скрытый ПЛАН ПРИРОДЫ, ведущий человечество к установлению совершенного государственного устройства, как единственного состояния, котором могут развиваться все способности человека.

52. Учение Гегеля о государстве и праве.

Учение Гегеля сложилось как завершившее немецкую фсф. «Диалектический метод»: мышление никогда не останавливается на достигнутом, всегда переходит к прямо противоположному, а затем ищет примирения, слияния в высшем единстве.

ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС - СИНТЕЗИС

«Абсолютная идея». Наличие творческой разумной силы, управляющей Вселенной.

3 части- 3 ступени развития идеи:

1. Логика. Включает учение о бытие, сущности и понятии

2. Фсф природы. Включает механику, физику, органику

3. Фсф духа. Включает учение о субъективном , объективном и абсолютном духе

Учение об объективном духе

Ступени развития объективного духа - ступени развития свободы:

1)Право – бытие свободной воли.. Это отвлеченное право, т.к. лишено всякого конкретного содержания. Устанавливает лишь возможность свободы.

2)Мораль –субъективное начало, определяющее должное. Это противоположность праву. Объективное начало, определяющее должное. Это внутреннее самоопределение воли, поведение человека, когда он в состоянии определить содержание добра и зла на основании общепризнанных разумных принципов.

3)Нравственность- синтез права и долга, действительность свободы, ее реализация

Нравственная идея осуществляется в трех общественных союзах:

1.В семье, представляющей единство

Основана на естественных отношениях. Сила нравственно-юридического начала превращает соединение полов в союз духовный, образующий одно нравственное лицо. Дети – цель данного союза. С достижением цели этот союз распадается, дети создают новые семьи и устанавливают отношения иного рода.

2.В гражданском обществе, являющимся в противоположность семье множеством

Союз людей как самостоятельных единиц. Возникает сложная сеть. Общее начало в этой системе – право, охрана труда и собственности каждого. Право выступает как положительный закон. Личность и собственность получают закрепление, право выступает как система закрепленных государством норм.

3.В государстве, дающем новое объединение – множественное единство

Чтобы поддерживать общую связь людей, необходим высший надзор подчинением высшей цели всех частных. Этот надзор принадлежит государству.

Итак, государство есть завершение диалектического развития внутреннего духа. В нем человек достигает высшего назначения. Частная свобода сохраняет свое значение, к ней присоединяется еще и политическая свобода. Образуется система раздельных властей.

Гегель признавал в разделении властей гарантию свободы, но находил ошибочным признание независимости их друг от друга(идея Монтескьё). Они не распадаются врозь, а действуют согласованно как члены единого целого.