В его воззрениях больше здравого смысла, чем у Платона, у которого внешний мир - тень идей. В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Анализируя античное государство, старался изучить, стремился показать ошибки, ведущие к гибели. Целая глава посвящается необходимости рабовладения.
У раба на 1 месте тело, у господина - душа. Душа должна господствовать над телом, т.к. она начало властвующее, а тело подчиняющееся. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.
О государстве.
Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства - достижение общего блага, не для войны, не для предотвращения преступности, а чтобы жить счастливо. Т.к. цель общая - управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (богатые и известные граждане, которые становились популярными политиками, во имя демократии подвергались суду посредством черепков и изгонялись на 10 лет из государств. Это было почетнейшее изгнание!.
Равенство - основной принцип. Цель государства - общественное благо => формы должны соответствовать этой цели, все ост формы - извращенные.
Формы государства
Монархия - правит один в интересах общества.
Аристократия - господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.
Полития - власть общества.
Извращенные формы:
[монархия]-тирания
[аристократия] - олигархия, где правят богатые для своего счастья
[полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.
Идеальное политическое устройство:
1.Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.
2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты - умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств
3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.
Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан. Молодые и сильные должны защищать старых и мудрых.
Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии. Высший класс - гордиться своим богатством и не подчиняется власти, низший - плохо управляет обществом => только средний класс сочетает в себе чувство равенства с умением подчиняться предписаниям закона - он может дать прочность политическим учреждениям.
Главной причиной переворотов является стремление к равенству. Демократия прочнее олигархии, т.к. народу противостоит меньшинство. Олигархии угрожает народ и члены собственного состава. Другие причины - зависть, интриги, честолюбие... эти причины в различных формах правления действуют по-разному => различные способности поддерживаются. Олигархия должна заботится о народе, полезно предоставлять низшие должности представителям низшего класса. Внутри сословия олигархов должно быть равенство в слое, это предупреждает распри. Тирания должна воспитывать в подданных чувства взаимного недоверия, запретить собрания, где люди м прийти к взаимному мнению, шпионство. Но тиран должен во всем придерживаться умеренности и не искать излишков, должен приблизиться к монархии. Тирания и олигарх - самые шаткие из всех форм правления.
Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство - в умении воздержания.
Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы - "правда", они восполняют писаное право. Пробелы могут быть:
- ненамеренные (что-либо ускользнуло от законодателя)
- намеренные (нельзя урегулировать определенный случай).
Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).
8. Политико- правовая теория Полибия.
ПОЛИБИЙ (род 201 или 120 до н.э.)- дипломат. Был епархом - начальником конницы, выполнял дипломатические миссии, выдающийся историк и правовед, фсф. После победы Римлян в числе богатых Афинян был отправлен в Рим в качестве заложника. Был принят в Римское общество.
Фсф воззрения основывались на теории цикличности, круговороте явлений. Любое явление от отдельного человека до государства развивается в соответствии с порядком природы и проходят в своем развитии определенные этапы: зарождение, зрелость, упадок.
Формы государства также зарождаются, развиваются и неизбежно вырождаются. После чего- новый цикл. Главный труд своей жизни «Всеобщая история» посвятил выяснению вопроса о том, почему Рим смог стать великой державой. Основная причина – совершенство государственного строя. По принципу Аристотеля, выделял три формы правления (3 правильных (царство, аристократия, демократия) и 3 извращенных (тирания, олигарх, охлократия).
Каждая из правильных форм переходит в соответствующую извращенную форму, все меняется в соответствии с законом человеческой природы. Первоначально люди жили стадом под предводительством сильнейшего, за которым другие следовали добровольно. Мера власти его – физическая сила. Этот способ правления есть единовластие, но пока не монархия..
С течением времени люди получают представление о чести, долге и справедливости, они со временем приобретают политическое значение и отношения основанные на силе переходят в отношения подчинения общества власти - царство. Цари властвуют добродетельно, но потом стали возвышать себя и угнетать подвластных. Пользуясь общественными благами, стали отличаться от народа и угнетать его - тирания. Народ восстает против таких правителей и свергает их - аристократия, когда поколение освободителей сменяется новым, воспитываемым в роскоши - олигархия. Народ восстает против вельмож и оставляет власть за собой, не доверяя никому. Умирает поколение умеренных и привычка к свободе приводит к всеобщему разгулу - господство черни -охлократия., анархия.
Каждая из форм таит в себе зародыш гибели, т.к. человек склонен употреблять во зло свободу и власть. Необходим сдерживающий фактор. Наиболее оптимальна смешанная форма. Цари не злоупотребляют властью, т.к. боятся народа, народ не восстает, т.к. опасается вельмож, которые стоят посредине и не допуск преобладания ни одной власти. Два консула в высшей магистратуре, аристократия в сенате, народ в Народном Собрании.
9. Политическая и правовая теория Цицерона
Марк Туллий Цицерон (106 – 43гг до н. э ) был виднейшим идеологом римской аристократии в период республики. Знаменитый оратор, писатель, юрист. Личность его сложна и противоречива. Его эпоха- переломный момент в истории Рима. Рим уже стал мировой державой. Внутренняя сторона- переход от демократии к тоталитарному режиму империи.
Цицерон получил юридическое образование. Стал практикующим юристом и в 26 лет оправдал на суде отцеубийцу, затем вообще прославился победами в суде, красноречием, добился популярности. В 66 году (40 лет) стал претором, в 63 – консулом, но вскоре сошел с политической арены. Выступал против Антония после убийства Цезаря, что и послужило причиной его убийства как неугодного правителю лица. По образу мыслей он был ЭКЛЕКТИКОМ – сочетал в себе различные философские школы, выбирая из них самое необходимое. Его учение- это соединение идей стоиков и эпикурейцев, взглядов Платона и Аристотеля. Свое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.
Трактат о республике является учением о сущности государства и его формах. Государство – это дело народа. Народ не всякое множество людей. Народ - основанное на общности права и пользы соединение людей. Таким образом, государство - есть дело народа, как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью пользы.
Это определение не совсем верно. Например, завоеванный народ управляется против его воли. Разве не может тут быть государства. Так что Цицерон заблуждается.
Причина соединения людей в государство состоит не в беспомощности, слабости и страхе, а в свойственной людям общественности !!! Но из всякого общежития возникает потребность во власти. Всякое государство должно кем-то управляться. Если одним лицом- царем, то это монархия. Если же избранными- это аристократия(власть ОПТИМАТОВ- лучших людей). Если власть предоставлена народу- демократия (народоправство).
Он выделяет недостатки каждой формы правления. В монархии и аристократии нарушается принцип справедливости. В демократии равенство, но при нем не соблюдены степени достоинства каждого. Царская власть неизбежно вырождается в тиранию, власть оптиматов из власти лучших по мудрости и храбрости- в господство богатых, а полновластие народа – в безумство толпы, что также ведет к тиранической власти толпы. Лучше всех смешанная форма правления (в Спарте и Риме), образованная из гармоничного сочетания всех 3-х элементов: монархии, демократия, аристократии.