Содержание.
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Возникновение и развитие политической науки……………………...3
3. Объект и предмет политологии……………………………………….12
4. Методы и функции политологии. Приоритетные проблемы политологии………………………………………………………….….14
5. Заключение……………………………………………………….……...20
6. Список литературы……………………………………………………..21
Введение
Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.
Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии в современном динамичном социуме необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в своих интересах.
Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.
Возникновение и развитие политической науки.
Политология как наука сформировалась не сразу.
При рассмотрении вопроса об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:
1. Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.).
2. Политические идеи Средневековья и Нового времени.
3. Политические концепции Х1Х-ХХ вв.
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.
Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории.
С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений.
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля.
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Идеальное справедливое государство представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями. Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства:
Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.
Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.
Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.
Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага, в неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:
Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.
Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.
Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).
К неправильным формам были отнесены:
Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.
Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.
Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых. Под воздействие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства.
Во времена Средневековья политические апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.
Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.
Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).
Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». По своей природе человек от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира. Для этого нужен общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти.