Форма государственного правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Определяющим признаком формы государственного правления является правовой статус главы государства: выборный, сменяемый или наследственный.
Понятие "форма государственного правления" (или просто "форма правления") отвечает на вопрос, кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:
строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
порядок образования;
степень участия населения в формировании.
Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.
Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию
Милитократия (от лат. miles, род. п. militis — воин, солдат и др.-греч. κράτος — власть), казармократия — власть военных, военная диктатура[1], правление выходцев из военизированных структур.
Под милитократией понимается правление военных, при котором ротация правящего слоя производится преимущественно из военной среды.
Например, военные хунты правили во многих странах Латинской Америки, хотя далеко не все из них были милитократиями.
Хунта является одной из современных форм милитократиии. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.
Наиболее известные военные хунты
Две Нигерийские военные хунты 1966-1979 и 1983-1998. были частью военной диктатуры в Нигерии, что позволило ввести войска, поддерживающие сменившееся руководство страны.
Чёрные полковники, или Режим полковников или просто—военная диктатура правого толка в Греции в 1967—1974 годах, которую возглавляли Георгиос Пападопулос (1967—1973) и Димитриос Иоаннидис (1973—1974).
Перуанская хунта (1968-1980). Хунта пришла к власти под предлогом борьбы с «коммуно-анархической» опасностью, её политическая доктрина основывалась на принципах корпоратизма. Лидеры хунты, как правило, были родом из бедных районов и испытывали неприязнь к «излишне либеральным» взглядам жителей крупных городов, поэтому под «коммунистической опасностью» они понимали всё, не укладывавшееся в рамки их традиционных представлений — например, западную рок-музыку. Проводились широкие политические репрессии с применением пыток. В международных отношениях правление режима привело к тому, что Греция стала изгоем среди цивилизованных стран, и в то же время ухудшились её и без того напряжённые отношения с давним политическим соперником — Турцией. В 1967 г., после неудачного монархического контрпереворота, хунта отстранила от власти короля и назначила регента — генерала Георгиоса Дзойтакиса, в 1972 г. провозгласила республику (президентом стал глава хунты Георгиос Пападопулос, а после его смещения — Федон Гизикис). В 1974 г., после провала путча на Кипре, хунта была отстранена от власти совещанием старейших политиков Греции под формальным председательством Гизикиса. Деятели хунты, за исключением Гизикиса, были отданы под суд и приговорены к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным заключением.
На президентских выборах 1945 победу одержал юрист Хосе Луис Бкстаманте Риверо, выдвинутый Национально-демократическим фронтом – широкой коалицией центристских и левых политических партий (Децентралистской, Либеральной, АПРА, коммунистами и др.). Президент Бустаманте (1945–1948) отмененил цензуру, восстановил гражданские права и освободил политических заключенных. Правительство усилило контроль над ценами и вывозом доходовза границу, укрепило государственный сектор экономики, повысило минимальный уровень зарплаты, развернуло жилищное строительство, приняло меры по развитию образования и закрыло американскую военную базу в Эль-Пато. Однако в октябре 1948 администрация Бустаманте оказалась в глубоком кризисе из-за конфликта с АПРА (с 1945 Народной политической партией). В октябре 1948 восстали моряки Кальяо, поддержанные членами АПРА. Подавив восстание, армия свергла президента Бустаманте. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Мануэлем Аполинарио Одрия, который в 1950 был избран президентом (1950–1956).
Военные отменили гражданские свободы, распустили профсоюзы, запретили деятельность оппозиционных политических партий и арестовали политических противников. Была введена жестокая цензура. Социальные проблемы, обостренные ростом цен, Одрия пытался решать с помощью широких общественных работ. Во внешней политике его режим полностью ориентировался на США, с которыми в 1952 был заключен военный контракт. Республика Перу договорилось с США об отправке перуанских войск для участия в войне в Корее.
В июле 1950 Одрия подавил народное восстание в Арекипе, где повстанцы провозгласили создание «народного правительства». В 1954–1955 последовали новые стачки и выступления протеста. В конце концов, диктатор вынужден был согласиться на проведение демократических выборов.
Военный совет национального спасения в Польше (1981–1983) стало периодом диктатуры, которую объявил генерал Войцех Ярузельский, боровшийся с оппозицией, которую в официально коммунистической ПНР представляла правая профсоюзная организация «Солидарность». Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии: в результате столкновений с полицией более 100 чел. погибло или пропало без вести. Но в целом, масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране. Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.
Общность понятия милитократия для разных стран связана со спецификой образования, системой самого функционирования военных структур, в которых существует строгая иерархия, единоначалие, подчинение младших старшим, беспрекословное выполнение приказов и т.п. Люди, которые работали в любой силовой структуре, прошли совершенно одинаковую школу. В силу этого у них есть общее понимание вещей. Среди них очень редко можно встретить либеральных демократов. Потому что принцип единоначалия и принцип либеральной демократии, основанный на широкой дискуссии и конкуренции, взаимно исключают друг друга. Военный человек воспринимает постоянное дискутирование как хаос, как недостаток управляемости. Хорошо управляется та система, где есть четкое следование приказам.
Вся система функционирует так, что каждый уровень чиновничества подчиняется вышестоящему начальнику и совершенно не подотчетен населению. Иначе говоря, вся система обращена не вниз - к населению, а вверх - к руководству.
В широком смысле слова милитократия - это власть военных, власть силовиков, опять же в широком смысле слова, тех людей, которые прошли процесс социализации в военных структурах, причем не имеет значения, в каких именно.
По мнению директора Института прикладной политики, руководителя сектора изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, в России в настоящее время правит милитократия, поскольку около половины руководящих должностей в федеральных органах власти занимают выходцы из силовых структур (в 1999 году эта доля составляла только 13 %).
Существует также мнение, что термин "милитократия" при социологическом описании именно путинской России не совсем убедителен и не достаточно точен. О милитократии, как о некоторой осбенности (особости) властвующих элит уместно говорить, когда имеются в виду многочисленные военные хунты, приходившие к власти в странах Латинской Америки или Пакистана. А уже применительно к Турции, где военные традиционно играют большую роль в формировании правительства и определении курса страны, нужно делать различные оговорки. В путинской же России военные попадали во властвующую элиту не потому, что были именно военными. А потому, что они оказались почти единственными из современных российских элит, кто еще умел и продолжал служить государству (а не различным противоборствующим группкам, вроде "семибанкирщины", медиамагнатам или олигархам). Свое окружение Путин подбирал, в том числе и по этим содержательным критериям.
В целом, можно отметить, что милитократия не многим отличается от военной диктатуры, которая характеризуется жесткой административной системой централизованного управления на принципах воинской дисциплины и господства частной собственности. Милитократическому государственному строю присуще те же признаки. Главным отличием можно назвать то, что правящая структура носит номинальное военное звание, тогда как при военной диктатуре правитель – дейстсвующий военный.