Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекращаются, Варда Склир с войском срочно отзывается в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания Варда Склир в ноябре 970 снова перебрасывается на границы Болгарии.[14]
В апреле 971 император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.
23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась 3-месячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по словам византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.[15]
Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тыс.) запасом хлеба на 2 месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.
Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.[16]
Образ
Походы — это результат его деятельности. Ведь на покорениях народов и захватах новых земель не прославишься. Чтобы заслужить любовь, веру в себя народу надо быть еще и человеком хорошим. И вот что из себя представлял сам Святослав вне войны.? Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
«Показался и Сфендослав (Святослав), приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой.»[17]
Мудрый
Ярослав Владимирович, или Ярослав Мудрый (978—1054) — великий князь Ростовский, Новгородский и Киевский. Ярослав прославился как первый выдающийся правитель-созидатель, культурный деятель, развивавший не только Киев, но и страну в целом.
Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов. Позднее он был переведен в Новгород. Сведений об этих годах жизни сохранилось мало.[18]
Исторические достижения этого человек необычайно велики и описание всех их с подробностями выходят уже за пределы темы этой курсовой. Поэтому упомянем об этом немного, только самое важное и яркое, чтобы было понятно, почему он удостоен прозвища «Мудрый».
Во-первых, он проявил себя как крупный основатель городов, так как он понимал, что большое количество городов упрощают людям жизнь и объединяют их. Он основал город Юрьев (ныне Тарту), Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.[19]
Во-вторых, великий князь проявил себя как созидатель: при Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Например, Титмар Мерзебургский (немецкий хронист 11 века) считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».[20]
В-третьих, он проявил себя ярким почитателем христианства. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). [21]
В-четвертых, Ярослав был выдающимся законодателем, политиком и экономистом. Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Также известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата младшему. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.[22]
И в-пятых, киевский князь проявил себя как почитатель науки, ей развития и распространения. При его правлении развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. [23]
Кстати, Ярослав проявил себя также как и очень хороший полководец. Он присоединил к Киевской Руси множество земель, поставив их в зависимость от Киева. А нападения на свои земли он не только отражал, но еще и захватывал земли нападавших, присоединяя к своей стране.[24]
Образ
Тот образ, который нес Ярослав для людей того времени был действительно великим. Его народ почитал и уважал, но он не знал как выразить своему князю свою любовь, и тогда они решили назвать его Мудрым. Но его уважали не только жители Киевской Руси. Многие зарубежные хронисты и правители называли его в своих трудах императором. Митрополит Илларион называл его «каганом». «Каган» - это высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии, иначе говоря Хан ханов. А в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван «кесарем», или «цезарь». С его правлением связано представление о «золотом веке» державы Рюриковичей. Личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя. [25]
Святой
Александр Ярославич Невский (1221— ноябрь 1263) — великий князь. Александр прославился как выдающийся полководец и правитель.
В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на действия и личность разные, порой противоположные. Существует несколько оценок его личности и правления. [26]
Историческая оценка
Историки высказывают как положительные так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Согласно традиционной трактовке Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив превосходившее в силе нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь. В то же время, скептически настроенные историки (в частности Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Но 28 декабря 2008 года Невский был выбран Именем России.[27]
Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Он проявил талант дипломата, заключив мир с наиболее сильным, но при этом более веротерпимым врагом — Золотой Ордой. Но одновременно он отразил нападение немцев, защитив тем самым православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Существует и более умеренная трактовка этой точки зрения. Так, по мнению современного историка Антона Горского, в действиях Невского «не следует искать какой-то осознанный судьбоносный выбор… Александр Ярославич был прагматиком… выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично… когда это был решительный бой, он давал бой, когда наиболее полезным казалось соглашение, он шёл на соглашение».[28]