В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож".
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
5.3. Консерватизм
В противоположность либерализму консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на принципах частного владения, сделала акцент на обеспечении стабильности капиталистических (или точнее — индустриальных) отношений. Фундаментальная идея консерватизма, сформу лированная еще Э.Берком в «Размышлениях о французской революции» (1790), состояла в признании противоестественности соз нательного переустройства общества.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. [5]
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что в се современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.
Список литературы.
1. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.
2. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтелехия отечественных реформ//Там же. 1994, № 1.
3. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое ?// Там же, 1994, №1.
4. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.
5. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии. 1994, № 1.
6. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Ч.П.М., 1993. - Гл.12, § 3.
7. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.
8. Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с.
9.Политология: хрестоматия. / Сост. Проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. – М., 2000. – 843с.
10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.
11. Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1986. – 1600 с.
12. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 840 с.
13. История политических и правовых учений. / Под ред. д.юр.н., проф. О.Э. Лейста. – М., 2000. – 688 с.
[1]Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993
[2]. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1998. – 477 с.
[3] Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы//Там же. 1994, № 1.
[4] Политология. / Под ред. д.юр.н., проф. М. Н. Марченко. – М., 2000. – 608 с
[5]. История политических и правовых учений. / Под ред. чл.-кор. РАН, д.юр.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – 7736 с.