Смекни!
smekni.com

Институт президенства (стр. 2 из 8)

Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Латинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законодательная власть представлена Конгрессом, а судебная – Верховным судом. В то же время латиноамериканская модель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США. Прежде всего в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над исполнительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от Президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Значительно больше власти у президентов латиноамериканских стран в сфере экономической политики государства. Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская система правления, легитимность и статус президентской власти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В целом для политических систем латиноамериканских стран до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института президентства, от армии и генералитета. Со своей стороны, военная верхушка демонстрирует в последнее время большую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте (см. табл. 1).

Таблица 1

Президентские, полупрезидентские и парламентарные республики в современном мире.

Президентские республики Полупрезидентские республики Парламентарные республики
СШАМексикаАргентинаБразилияУругвайПеруЭквадорВенесуэлаЧилиПарагвайКолумбияБоливияСальвадорГватемалаГондурасПанамаКоста-РикаНикарагуаКипрСирияИракБангладеш ФилиппиныИндонезияЕгипетАлжирТунисГамбияНигерияКамерунГабонКонгоАнголаЗаирСенегалГанаКенияТанзанияЗамбияМозамбикГвинеяНигерЮАР ФранцияИталияПортугалияТурцияФинляндияПольшаЧехияБолгарияРумынияСербияЛитваЭстонияУкраинаАзербайджанАрменияМолдоваМонголияТайваньПакистанЛиван АвстрияГрецияГерманияШвейцарияИрландияИсландияВенгрияСловакияЛатвияИзраильИндия

Во многих государствах Азии и Африки также сложилась не парламентарная, а президентская модель правления (см. табл. 1). Афро-азиатская модель отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенного тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединяют в своих руках функции главы государства и главы правительства, но и являются лидерами правящих партий. Сами парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не обладают реальными законодательными полномочиями. Вследствие этого они не только не являются противовесом президентской власти, но и безропотно поддерживают все его решения, оформляя их в виде законов. Афро-азиатская модель президентства в большинстве случаев становится режимом личной власти. Президенты-диктаторы, благодаря их заслугам в национально-освободительной борьбе за независимость своих стран или под воздействием массированной официальной пропаганды, приобретают статус «отцов нации» с полномочиями, которые можно сравнивать с полномочиями неограниченного монарха. В условиях господства режима личной власти перевыборы президента нередко превращаются в плохо прикрытый фарс, а в некоторых африканских странах до недавнего времени стоявшие у власти президенты были объявлены пожизненными президентами.

При характеристике президентской власти в Азии и Африке необходимо отметить, что в ряде стран на этих континентах (Индии, Израиле, Ливане) возникли такие системы президентского правления, которые более соответствуют европейской модели президентства.

В Западной Европе возобладал не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировались сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской, или парламентарной системы правления.

Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы президента, чем при американской, латиноамериканской и афро-азиатской моделях президентской власти. При полупрезидентской модели президент – глава государства, но он, как правило, не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской системе располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Прежде всего, президент может председательствовать на заседаниях совета министров, или это заседание может быть созвано по его просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава государства считает первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и постановления, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в случае несогласия вернуть эти декреты и постановления на повторное рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом и поддержанные правительством, и в этом качестве он выступает в роли арбитра в отношениях между ведущими политическими институтами.

Вместе с тем, по сравнению с президентской властью американского образца, модель полупрезидентского правления в Европе не допускает обладания всей полнотой исполнительной власти. При этой модели президент не только не является главой правительства, но само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте.

Достоинства этой модели состоят в том, что президент имеет многие реальные властные полномочия, премьер и кабинет министров руководят исполнительной властью и в то же время правительство ответственно перед парламентом. Однако, в отличие от американской модели президентства, в полупрезидентской модели изначально заложен потенциальный конфликт между главой государства и главой правительства за преобладающую роль в определении правительственной политики. Этот конфликт может приобрести форму серьезного противоборства в том случае, если президент и премьер опираются на разные партии и другие политические силы. Однако данное противоборство может происходить строго в конституционных рамках, если Основной закон той или иной страны предусматривает четкое разграничение прерогатив президента, правительства, парламента и судебных властей.

При парламентарной системе государственного правления, предусматривающей наличие поста президента, последний является конституционным главой государства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. И хотя формально он, согласно конституции, наделен такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента и назначения даты очередных или внеочередных парламентских выборов, а также представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. В результате такого распределения прерогатив главой исполнительной власти при парламентарной системе является премьер-министр, который и имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчетны высшему законодательному органу и могут быть уволены парламентом в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. Президент же в условиях парламентарного правления не ответствен за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя. Важная стабилизирующая сила президентского поста при полупрезидентской и парламентарной системах правления состоит в том, что премьер-министры и их кабинеты приходят и уходят, а главы государств имеют конституционное право оставаться на своих постах до конца срока своих полномочий.

Наиболее типичными парламентарными республиками во главе с президентами являются Швейцария, Ирландия, Венгрия и ряд других европейских и азиатских стран (см. табл. 1).

При классификации стран по той или иной системе правления возникают объективные сложности. Так, конституционное устройство США воплощает в себе основополагающие характеристики президентской республики. В свою очередь конституционная модель современной Франции содержит наиболее характерные атрибуты полупрезидентской республики. В то же время в ряде стран системы правления приобрели разнообразные гибридные формы. Италия считается парламентарной республикой, но президент этой страны имеет право вето и может распустить парламент. Индию также можно по целому ряду критериев отнести к парламентарным республикам, однако там президент может созвать обе палаты парламента на совместное заседание. В Эстонии глава государства обладает многими полномочиями, присущими президенту при полупрезидентской республике, но руководство вооруженными силами фактически осуществляет не он, а премьер-министр и министр обороны. В силу этого в классификации стран, предложенной в табл.1, есть элемент определенной условности.