Смекни!
smekni.com

Ролевая структура политического дискурса (стр. 13 из 35)

Либералы воздерживаются от использования понятийно-

фразеологического комплекса, идентифицируемого с советским периодом, во избежание негативных ассоциаций с прошлым. Учителя, врачи, военные знают одно: они ч естно служат державе и хотят вовремя и в полном объеме получать заработанное. Вникать в нюансы бюджетных взаимоотношений центра и регионов никто не станет. Надо принять давно ожидаемый закон о бюджетном федерализме (Комсомольская

Правда, 10.10.01).


Таким образом, фатический характер коммуникации способствует манифестации узнаваемых оценок и суждений; преобладание информативности, отсутствие клишированности дистанцирует электорат от тоталитарного дискурса, приближая к демократическому.

Наблюдения за американской политической коммуникацией показали, что дискурс республиканцев характеризуется большей степенью клишированности и фатичности: здесь чаще фиксируется обращение к идеалам прошлого, манифестируются узнаваемые оценки и суждения: Americans are generous and strong and decent, not because we believe in ourselves but because we hold beliefs beyond ourselves. When this spirit of citizenship is missing, no government program can replace it. When this spirit is present, no wrong can stand against it (Republican Platform, 2000).

Дискурс демократов отличается преобладающей информативностью; для текстов демократической партии характерна ориентация на будущее в большей мере, чем для текстов республиканцев: We began the 20 th century with a choice to harness the industrial revolution to our values of free enterprise, conservation and human decency. Those choices made all the difference. At the dawn of the 21 st century, a free people must now choose to shape the forces of the Information Age and the global society; to unleash the limitless potential of all our people; and yes, to form a more perfect union (Democratic Convention, 1997).

Перейдем к анализу следующего критерия, релевантного для выделения коммуникативных особенностей институциональных типов политиков.

3. С т е п е н ь

э м о ц и о н а л ь н о с т и/р а ц и о н а л ь н о с т и д и с к у р с а

Преимущественно деловой, рациональный характер дискурса одних политиков противопоставляется эмоционально насыщенному дискурсу других политиков.

Тексты либералов характеризуются сдержанностью, тенденцией к представлению конкретной фактологической информации, стремлением к объективности. В целом их речь можно квалифицировать как мало эмоциональную, имеющую ряд характеристик, присущих деловому дискурсу (например, корректность, нейтральность, взвешенность и т.д.).

Рассмотрим примеры. Мы хотим видеть Россию страной свободных людей, где каждый трудится и получает достойный заработок, позволяющий удовлетворять все основные нужды человека и семьи; где каждому доступны блага современной цивилизации – мобильный телефон и посудомоечная машина, кредитная карточка и домашний компьютер. Мы видим Россию, переселившуюся из коммуналок и «хрущоб» в двухэтажные «свои» дома с гаражом и регулированием температуры, на своей земле, где выращивают цветы и стригут газоны. Все это должно быть доступно каждой семье с помощью долгосрочного ипотечного кредита под небольшой процент (Манифест СПС, 1999).

Определенный баланс между эмоциональностью и рациональностью характерен для текстов демократов. В зависимости от прагматических целей (воздействие, убеждение) их дискурс может отличаться эмоциональностью, например: Г.Явлинский – типичный антигосударственник. Его «принципы» включают в себя набор чего угодно, только не идеи сильного государства и национальные ценности. Может быть, Явлинский и был бы хорош где-нибудь в спокойной Швейцарии или сонной Дании, но в России он останется в роли диссидента – не важно в Думе или вне ее. Реально работать на государство он не хочет. И не может (Парламентская газета, 15.03.2000).

Преобладающей, однако, является официальная, серьезная тональность дискурса демократов, которая соотносится с рациональностью и взвешенностью их текстов: Чем сильнее государство, тем свободнее личность. При демократии ваши и мои права ограничены такими же правами других людей. На признании этой простой истины и строится закон, которым должны руководствоваться все – от представителя власти до рядового гражданина (Из предвыборной листовки В.В. Путина,

2000 г.).

Высокая степень эмоциональной насыщенности и пафосность дискурса коммунистов соотносится и с тональностью их дискурса. По нашим наблюдениям, преобладающей в зависимости от поставленной задачи и ожидаемого прагматического эффекта является либо гневнообличительная тональность (выражает пафос отрицания), либо приподнятая тональность (используется для подтверждения высоких идей и ценностей). Высшая исполнительная власть буквально продавливает губительные для народа законы: Земельный кодекс, КЗоТ, пенсионную и жилищно-коммунальные реформы. Под руководством КПК великий китайский народ добился победы в октябре 1949 года, превратил свою страну в мощную державу. Деятельность КПК является ярким примером преданности идеалам социализма. Успехи, достигнутые КНР, восхищают весь мир. Сегодня КПК возглавляет китайский народ в его триумфальном марше в XXI век. (Правда, 04.07.2001).

Эмоциональность отличает и большинство текстов маргиналов, однако, преобладающей здесь является либо сниженная тональность, способствующая установлению доверительных отношений с аудиторий, либо саркастическая: Случилось чрезвычайное. И власти опять молчат. Зарылись пугливыми головами в повседневный сор, и народ с изумлением наблюдает их дрожащие хвостики. Информационные войны, которые ведутся сегодня против России, требуют адекватной культуры, дерзости и энергии, которых и в помине нет у обескровленного государства, облепленного полипами и улитками информационных паразитов (Завтра, сентябрь 2001).

Наблюдения за американской политической коммуникацией позволяют отметить, что дискурс демократов и республиканцев в зависимости от прагматических целей может отличаться как повышенной эмоциональностью, так и нарочитой сдержанностью и рациональностью. В большинстве случаев преобладание рациональности или эмоциональности обусловлено не институциональным типом политиков, а связано с тематикой их текстов. Так, например, высокая степень эмоциональной насыщенности характерна для текстов демократов, касающихся единства нации: Will we be one nation, one people, with one common destiny or not? Will we all come together or come apart? The divide of the race has been America’s constant curse, and each new wave of immigrants gives new targets to old prejudices. Prejudice and contempt cloaked in the pretense of religious or political convictions are no different. These forces have nearly destroyed our nation in the past. They plague us still. They fuel the fanaticism of terror (Democratic Convention, 1997).

Высокая степень эмоциональности и приподнятая тональность характеризует тексты республиканцев, посвященные великому прошлому страны, пропаганде патриотизма: Sometimes in life we are called to do great things. But as a saint of our times has said, every day we are called to do small things with great love. I will live and lead by these principles: to advance my convictions with civility, to pursue the public interest with courage, to speak for greater justice and compassion, to call for responsibility and try to live it as well. We will bring the values of our great history to the care of all times (President George W. Bush, 2001).

Противопоставление по признаку степень эмоциональности / рациональности дискурса коррелирует с параметром «степень образности и метафорическая насыщенность», к рассмотрению которого мы и переходим.

4. С т е п е н ь о б р а з н о с т и и м е т а ф о р и с т и ч е с к а я н а с ы щ е н н о с т ь

Специфика образных номинаций отражает типичные признаки современных явлений, своеобразие концептуального мира и языковой вкус представителей каждого из коммуникативных типов политиков.

В современной лингвистической теории метафора рассматривается как стилистический прием, средство номинации и способ создания языковой картины мира (Виноградов, 1994; Покровская, 1997; Чудинов, 2001; Вершинина, 2002). Как отмечает Е.В. Покровская, метафора, помимо информационной, выполняет и прагматическую функцию, влияя на мнения и убеждения, вызывая «определенные психологические и действенные реакции со стороны воспринимающего текст. Создание и интерпретация метафоры зависит от концептуальной организации коммуникантов, их мнений, убеждений, их системы оценок, которые…реализуются в социальной действительности и находят отражения в текстах»

(Покровская, 1997:146).

П. Рикер отмечал, что «метафору можно считать моделью изменения нашего способа смотреть на вещи, способа восприятия мира» (цит. по: Покровская, 1997:146). По мнению А.Н. Баранова, «в политике метафора – основной «поставщик» альтернатив разрешения проблемных ситуаций. Политическая метафора задает то множество возможных выходов из кризиса, которое далее рассматривается политиком в процессе принятия решений. Это позволяет говорить о «метафорической портретизации» политических деятелей: «скажи мне, какие метафоры ты используешь, и я скажу, кто ты» (Баранов, 1991:190).

Попытаемся воссоздать «метафорический» портрет рассматриваемых нами институциональных типов политиков.

Для дискурса коммунистов и маргиналов характерна ориентация на оппозицию «свое» ↔ «чужое», отражающую концептуальный стереотип: противопоставление хорошего, социалистического строя и плохого, капиталистического порядка. В катастрофе России, в двух чеченских войнах, в массовых убийствах, в умирании миллиона в год, в разорении промышленности и науки, в гниении всех форм жизни, в бандитском сплаве политики и воровской экономики – виновата "семья", скользкий ком червей, в который был вплетен и сам Березовский. На своем ОРТ кувалдой Доренко он переламывал бедные кости Примакова. Это он штамповал « Единство» , организацию одинаковых, как пивные пробки, людей (газета "Завтра" о выходе книги Березовского, сентябрь 2001).

Наиболее яркой чертой политической метафорики маргиналов является использование «военных» метафор: в определенной мере такой «концептуальный милитаризм» отражает агрессивность дискурса, подчеркивает оппозиционный настрой по отношению к существующему режиму, ориентирует адресата не на мир и поиски согласия, а на борьбу и противостояние. Обратимся к примерам.