Смекни!
smekni.com

Ролевая структура политического дискурса (стр. 15 из 35)

С точки зрения особенностей выражения оценки, дискурс либералов отличается:

- стремлением избегать тактик прямого обвинения и оскорбления своих политических противников;

- неприятием пейоративов, разнообразных «ярлыков»;

- ориентацией на книжно-письменные средства выражения оценки; - отсутствием агрессивности и грубости.

Рассмотрим примеры: Однако противодействие реформам со стороны различных влиятельных групп интересов, представляющих номенклатурный капитализм, оппозиции, парламента, превзошло все ожидания. Лоббистские группировки раз за разом протаскивали решения о льготах и привилегиях, о финансовых операциях, позволявших им расхищать государственные средства. Парламент постоянно препятствовал формированию прогрессивной законодательной базы реформ и, напротив, принимал невыполнимые популистские законы, увеличивавшие и без того непомерные обязательства государства. Под лозунгами защиты интересов народа левое большинство в Думе явно вело разрушительную для страны работу (Из телеинтервью И. Хакамада, осень 2000).

Для дискурса либералов характерны ироничные номинации как наиболее мягкий и интеллектуальный тип агрессии: Да, мы молоды, поэтому кто-то старенький, умудренный опытом и может не понять того, что мы хотим (Из радиоинтервью Б. Немцова, весна 1999). Вообще, по наблюдению исследователей, «речевой юмор правых более изощрен, разнообразен. Юмор политиков, представляющих левых, довольно беден. В нем мало фантазии, он неуклюж и примитивен. Лишь очень немногие политики из этого лагеря прибегают к тонким шуткам, и то в таких случаях прибегая к заимствованию у интеллектуалов» (Дмитриев, 1998:208-209).

Особенностью дискурса либералов и демократов является диалогичность по форме и содержанию, уважительное отношение к целевой аудитории, нацеленность на гармонизацию отношений.

Отметим, что дискурс демократов и либералов отличает высокая степень толерантности. Толерантность предполагает «терпимость к чужому мнению или верованию», «умение находить согласие с людьми других мнений, убеждений, национальностей, социальных слоев, политических взглядов» (Стернин, Шилихина, 2001:12). Принцип толерантности, по мнению исследователей, выступает сегодня основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры, предполагая умение вести цивилизованный диалог, находить компромисс по важнейшим общественным и межличностным проблемам, уметь исключать агрессию из отношений с другими людьми (Стернин, Шилихина, 2001).

Толерантность, свойственная демократическому дискурсу, может быть противопоставлена агрессивности, безапелляционности и конфликтности дискурса маргиналов и коммунистов. Так, в газете «Правое сопротивление» (№4, июнь 2000г.) читаем: Альтернативные мирные манифестации, подчеркнутая толерантность (слово какое-то богомерзкое, прости Господи!). В большей или меньшей степени в их текстах просматривается стремление во что бы то ни стало настоять на своем, подавить собеседника, заставить его отказаться от другого мнения.

Высказываниям коммунистов по волнующим их темам присуща высокая степень категоричности: суждения не допускают двойственных толкований; не существует нескольких мнений по одному вопросу – есть лишь то, что является правильным, истинным, и то, что яростно отвергается: Мы не зовем вас в прошлое. Но мы возьмем оттуда все лучшее, чтобы Россия могла увереннее идти вперед. Не слушайте возводимую на нас клевету и напраслину…только мы вместе с нашими политическими союзниками…сможем остановить разграбление и деградацию России, опустошение наших карманов и душ (Правда, осень 1999).

Категоричность дискурса коммунистов соотносится и с его преобладающей монологичностью: излагаемое ими истинно и не подвергается никаким сомнениям или вопросам, авторитетность высказываний лидеров непоколебима. «Язык как монологический текст представляет собой монологическую «доктрину», которая не допускает по отношению к себе каких-либо активных действий и говорит «сама за себя» в конкретных актах общения, независимо от конкретных коммуникативных намерений субъекта» (Семененко, 1996:29)

Критика существующего режима в текстах коммунистов реализуется в двух основных тактиках:

а) тактики обвинения и упрека в сочетании с безапелляционными прогнозами ближайшего развития событий. Прямые обвинения обращены к политическим оппонентам: Режим нищеты и вымирания народа, диктатура и насилие - ваши заслуги. Косвенные обвинения и упреки обращены к избирателям, для них, как правило, характерна ирреальная модальность: Если бы избиратели поддержали нас тогда более решительно, последние четыре года у страны была бы ответственная власть, а не самодурствующий «крестный отец» вконец разложившейся

«семьи» олигархов и коррумпированных чиновников (Правда, март 1998);

б) тактика оскорбления как крайнее проявление вербальной агрессии: Россия сейчас стоит перед выбором: с кем ей идти в XXI век? С наследниками Ельцина? С их пособниками из числа бывшей номенклатуры? С не имеющими корней в России олигархами и их прислужниками? (Правда, февраль 1998).

Отличительными особенностями выражения оценки в дискурсе маргиналов являются:

- гиперболизация: Сейчас в нашей стране очень трудное время. Кипит битва на всех просторах нашей Родины. Все силы тьмы брошены на уничтожение России. Страна расчленена на части, экономика подорвана, армия разбита, народ бедствует и брошен на произвол судьбы. В России посеян хаос, незаметно истинные ценности подменены на фальшивые (Ариец, травень 2001);

- навешивание ярлыков: Некоторые говорят, что в одну и ту же воронку снаряд дважды не падает. А я отвечу, что пословицы – это язык обывателей и этнических шизофреников. Это их мир построен на прибаутках, на присказках. Как эта прослойка узких и закомплексованных демагогов до сих пор не выродилась, непонятно. Но это не столь важно. Красное колесо уже не остановить! (Лимонка, июнь 2001). 12 июня на специально устроенном приеме в Андреевском зале Кремля Путин навесил на жирную, проспиртованную грудь Ельцина орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени. Трогательная картина преемственности: молодой душегуб чествует старого (Колоколъ, №22, 2001г.).

Тексты маргиналов и коммунистов отличаются эксплицитным характером выражения оценки, частотным употреблением дисфемизмов и прямых оскорблений, что соотносится с общей интенциональной направленностью их дискурса: продемонстрировать отрицательное отношение к официальной власти.

Наблюдения за американским политическим дискурсом позволяют утверждать, что республиканцы чаще, чем демократы, прибегают к экспликации оценок: We will not buckle and we will not allow a group of terrorists to destroy America. This is an act of war, and we have to use all resources to conquer this enemy (Sen. John McCain, U.S. News and World Report, September 14 th, 2001).

В дискурсе демократов прослеживается тенденция к

«завуалированию» оценок: We are all touched by the tragedy. But it is too early to talk about war. War against whom? (Sen. Eerie Calm, U.S. News and World Report, September 14 th, 2001).

Перейдем к следующему критерию разграничения институциональных типов политиков по их коммуникативному поведению.

6. П р е д п о ч и т а е м ы е с п о с о б ы в о з д е й с т в и я

Главная цель политической коммуникации – борьба за власть – подразумевает выработку определенного набора стратегий и тактик воздействия, направленных на убеждение адресата в правильности своей позиции или представление ее преимуществ перед позициями политических противников.

«Главное отличие политического дискурса от других видов аргументативного заключается в его явно выраженной апелляции к ценностной системе, существующей в данном обществе… Целью аргументации в политическом дискурсе является частичная коррекция ценностей адресата» (Беляева, 1997:154).

Преобладающая эмоциональность дискурса маргиналов и коммунистов определяет специфические способы воздействия, апелляции к чувствам, эмоциям, а не разуму.

Для дискурса маргиналов характерными являются следующие способы воздействия:

- запугивание: Пока не поздно! Откажись от ИНН! Всякий, кто примет ИНН, - «сатанинское имя», добровольно объявляет себя слугою антихриста и тем самым отрекается от имени своего небесного покровителя, данного в крещении. Были рабы Божии – станете рабами сатаны: произойдет так называемое «окаменение сердца», человек полностью потеряет способность к покаянию (Колоколъ, №13, 2001г.);

- угроза: Если ты не поддержишь нас сейчас, то жидовское иго над Русью будет продлено еще на некоторое время, а все русские поймут первопричины происходящего в стране, ясно увидят лицо коварного врага (Колоколъ, январь 2000 г.).

Отличаясь избыточной экспрессивностью и эмоциональностью, тексты маргиналов выделяются субъективным характером аргументации, будучи интенционально направленными на суггестивное воздействие. «Суггестивные тексты… апеллируют не к дискурсивному, а к мифологическому сознанию, не к логическим умозаключениям, а к эмоциям, не к понятиям, а к образам» (Гудков, 2000:47). Заметим, что достаточно частотным в дискурсе маргиналов является использование «ложного аргумента», т.е. не существующего в реальности факта, ссылка на событие, которого не было, указание на несуществующих очевидцев.

Тексты коммунистов, также отличаясь эмоциональностью, характеризуются следующими способами воздействия:

- контраст с оппонентами, которые представляются некомпетентными, нечестными, рвущимися к власти любой ценой: 50 миллионов россиян не в состоянии прокормить себя и свои семьи. 20 миллионов – безработные. Около 10 миллионов – бездомные и беженцы. Таков итог «эпохи» Ельцина – эпохи преступных антинародных реформ, геноцида и насилия над страной. Власть сегодня не дееспособна! Она неоднократно обманывала народ. Она не может выполнить свои обещания! (Правда, 10.02.2000).