же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам;
2) политико-психологический портрет, концентрирующийся на взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и др. лидера, с одной стороны, и его политической карьерой – с другой;
3) исторический портрет, выступающий как ретроспективное политическое исследование, отличающее аксиологичностью и хронологичностью. Нередко исторический портрет содержит сравнение лидеров прошлого и настоящего, при этом определяются отношения преемственности разных поколений политиков, происходит поиск характерных черт лидерства в разных
политических системах;
4) политическая биография, распространенный в основном на Западе метод портретирования, активно использующий тактики и стратегии рекламного дискурса, являющийся способом воздействия на мнение электората в период политических кампаний.
Данная классификация политических портретов сделана с позиций политической социологии. Она является релевантной для нашего исследования, однако исключает языковой компонент. Выделяя политический портрет как разновидность публицистического жанра, мы имеем в виду, что существует политическая журналистика, которая пересекается с политическим дискурсом. Согласно концепции политической коммуникации, представленной в работе Е.И.Шейгал (Шейгал, 2000), политический портрет как жанр выполняет определенные функции, связанные с главной интенцией политического дискурса – борьбой за власть.
Мы пытаемся рассмотреть жанр политический портрет в системе жанров политического дискурса.
Политический дискурс, являясь сложным и многомерным образованием, включающим не только институциональное, но и личностно-ориентированное общение, обладает определенным набором жанров, которые могут быть классифицированы по следующим параметрам (Шейгал, 2000:255-315):
1. Степень институциональности. Жанры политической коммуникации можно расположить на оси институциональности, где один полюс будет представлен межличностной (приватной) коммуникацией, а второй – институциональным (публичным) общением:
Межличностное - разговоры о политике в семье, с друзьями; анекдоты общение - самиздатовские листовки и граффити
- телеграммы и письма граждан в знак поддержки/протеста
- политический скандал
- пресс-конференции
- публичные политические дискуссии
- публичные выступления, речи политиков - законы, указы, политические документы
- международные переговоры
- официальные встречи руководителей государств
Институциональное общение
2. Дифференциация по субъектно-адресатным отношениям подразумевает разграничение политической коммуникации, включающей институты, и общение за рамками института. К числу жанров политического участия с групповым субъектом относятся петиции, обращения, листовки, наказы избирателям, выступления на митингах, голосования. В коммуникации между агентами в институтах выделяют две сферы: внутренняя, представленная жанрами служебной переписки, кулуарного обсуждения, закрытого заседания, и внешняя, публичная, реализующаяся в жанрах переговоров, встреч политических деятелей, парламентских дискуссиях, докладе на съезде и т.д.
3. Социокультурная дифференциация связана с социокультурной вариативностью политического дискуса, выделением особых политических социолектов, присущих коллективным субъектам политики (см. подробнее главу 2 диссертации).
4. Дифференциация по событийной локализации предполагает соотнесение жанра с определенным событием в жизни общества; причем один и тот же жанр может входить в разные события.
Базовая семиотическая триада «интеграция – ориентация – агональность» позволяет выявить функциональную структуру жанрового пространства политического дискурса, где по характеру ведущей интенции разграничиваются:
- ритуальные жанры (инаугурационная речь, традиционное радиообращение), в которых преобладает фатика интеграции;
- ориентационные жанры, являющиеся текстами информационнопрескриптивного характера (конституция, указ, соглашение, отчетный доклад);
- агональные жанры (парламентские дебаты, рекламная речь, лозунг).
Основная интенция политической коммуникации – борьба за власть – определяет место отдельного жанра политического дискурса в полевой структуре жанрового пространства. Прототипными жанрами, с этой точки зрения, являются парламентские дебаты, публичная речь политика, лозунг и голосование. Периферийные жанры характеризуются переплетением функции борьбы за власть с функциями других типов дискурса (Шейгал, 2000:268).
Многие маргинальные жанры представляют собой вторичные тексты, которые можно определить как «разговоры о политике»; они носят респонсивный характер и представляют собой комментирование, обсуждение, интерпретацию, одним словом, реакцию на действия, совершенные политиками» (Шейгал, 2000:269). К вторичным жанрам политического дискурса относятся интервью, анекдоты, аналитические статьи, мемуары, письма читателей, граффити, карикатура.
Обобщая характеристики вторичных жанров политического дискурса, Е.И. Шейгал отмечает следующее (Шейгал, 2000:270):
- маргинальное положение в структуре жанров на пересечении с другими видами дискурса;
- респонсивный характер;
- цитатный (отсылочный) характер: это жанры, в которых происходит преобразование первичного текста, связанное, как правило, с оценочным, критическим осмыслением текстов первичного дискурса.
Политический портрет как текст является своеобразной реакцией на речевые действия политика, зафиксированные в первичных жанрах. Рассмотрим соотношение жанра политического портрета со смежными жанрами политического дискурса.
Политическая листовка традиционно представляет собой одностороннее или двустороннее печатное издание, где в качестве основного средства воздействия используется текст. В листовке используются изобразительные средства, включающие различные шрифтовые модификации и композиционные особенности размещения текста; в ряде случаев используется политическая символика. Рекламная политическая листовка имеет своей целью эффективное оперативное информирование аудитории о происходящих событиях. Листовка может содержать призыв к конкретным действиям, доносить до избирателей основные положения программ партий и кандидатов. Листовка, в отличие от портрета, более мобильна, не требует больших затрат при изготовлении, позволяет быстро доносить до массового адресата изменения и новшества в кампании кандидата. Политическая листовка в большей степени, чем политический портрет, ориентирована на выражение позиции группового субъекта политики: политической партии, течения или группы; она пропагандирует ценности конкретного политического лагеря, в то время как портрет сосредоточен вокруг отдельного политика.
Исследователи жанров политической рекламы выделяют следующие типы политической листовки (Лисовский, 2000:170-172):
- листовки проблемного характера. Данный тип политической листовки максимально сближается с жанром политического портрета, так как, отражая какую-либо проблему, такая листовка представляет и образ кандидата. Она может также содержать фотографии, свидетельства лидеров (например, в виде их обращений, воспоминаний и т.д.). Однако, в отличие от политического портрета, в такой листовке аналитический компонент не будет доминирующим; образ политика будет создан набросками;
- экспрессивно-агитационные, атакующие листовки направлены на воздействие на сознание избирателей при помощи фактов, компрометирующих противника. Их цель – продемонстрировать слабые позиции соперника, осветить «темные» моменты его биографии. Данный тип листовки близок политическим портретам, направленным на диффамацию «чужих» политиков и разрушение из рекламного образа. В таких политических листовках часто прибегают к помощи сатиры в прозе и стихах, используют частушки, а из изобразительных средств – карикатуру и шарж. Еще одно выразительное средство – анекдот; его яркость, легкость, емкость, лаконичность, уникальная образность, достигаемая минимумом средств, позволяют анекдоту конкурировать с самыми эффективными коммуникативными технологиями;
- сравнительная листовка является менее категоричной, чем атакующая. Точный выбор сравнений и оснований для сравнений позволяет создание образа некомпетентного оппонента, не соответствующего ожиданиям избирателей;
- листовки поддерживающего типа призваны подкрепить имидж кандидата посредством свидетельств авторитетных людей (официальных лиц, популярных личностей, т.п.). В высказываниях известных людей будут отражены достоинства политика, его достижения, либо будет выражено негативное отношение к позиции основного оппонента и стоящей за ним партии.
Таким образом, разные типы политической листовки по сути представляют собой составляющие жанра политического портрета.
Политический плакат как жанр политической рекламы ориентирован преимущественно на эмоциональное воздействие, в его основе лежит зрительный образ, метафора: не изображение иллюстрирует текст, а текст дополняет изображение (Лисовский, 2000). В отличие от политического портрета, действие рекламного политического плаката рассчитано на длительное время и многократное использование. К основным характеристикам политического плаката можно отнести его тщательное композиционное построение, динамичность, возможность быстрого и безошибочного прочтения массовым адресатом, отсутствие имплицитных смыслов, доступность и понятность.