Фрейм жанра представляет собой ментальное представление об определенной жанровой форме. Рассуждая об имманентно жанровом характере дискурсивного мышления языковой личности, К.Ф.Седов замечает, что «жанровые фреймы в драме превращения мысли в слово принимают самое активное участие. В различных коммуникативных ситуациях повседневного общения мы имеем дело с неодинаковыми способами формирования и формулирования мысли, т.е. с разными видами дискурсивного мышления. Несходство моделей порождения высказывания мотивировано прежде всего различиями в прагматических характеристиках той или иной интеракции, которые довольно гибко отражают фреймы жанрово-стилевого взаимодействия людей» (Седов, 1999:18).
Данный фрейм, являясь ментальной моделью репрезентации знаний, раскрывает типичное представление о политике.
Под фреймом жанра «политический портрет» будем понимать структурированный набор слотов, который позволяет определить данную жанровую форму как «политический портрет».
Анализируя фрейм «политический портрет», мы рассматриваем массив текстов политических портретов, опубликованных в российской и американской прессе и других средствах массовой информации за 1996-
2002 гг.
Фрейм жанра «политический портрет» включает три блока слотов: «предыстория» (или прошлое); «настоящее», «перспектива» (или будущее). Думается, что динамичность политического языка отражает динамизм и стремительность политической коммуникации вообще: «Жизнь в политике, как правило, быстротечна, ее временные рамки весьма ограничены, отсюда кратковременный, преходящий характер политических ценностей и сконцентрированность политической деятельности (и политической коммуникации) на сиюминутных, а не вечных проблемах» (Шейгал, 2000:71). Данная особенность политического дискурса обусловила выбор временной оси как центральной для построения фрейма жанра «политический портрет». Кроме того, проекция в будущее и прошлое позволяет создать определенную рамку, в которую заключается политик: блок «предыстория» раскрывает образ политического деятеля в прошлом, позволяя, например, проводить мысль о преемственности поколений в политике; блок «перспективы» предоставляет возможность нарисовать блестящее будущее или, наоборот, упадок, который наступит, если данный политик придет к власти.
Итак, фрейм жанра «политический портрет», по нашему мнению, выглядит следующим образом:
Предыстория Прошлое | Настоящее | Перспектива Будущее |
Истоки политической карьеры: 1) биографическая справка; 2) самые значительные поступки и действия; 3) задатки лидера. | 1.Институциональные характеристики: 1) принадлежность к партии / движению / течению; 2) занимаемая должность; 3) политическая платформа; ценности; 4) степень популярности; 5) отношения со «своими» и «чужими» на политической сцене. 2. Общая оценка. 3. Имиджевые характеристики: 1) наличие /отсутствие харизмы; 2) внешние атрибуты; 3) манеры поведения; 4) речевые особенности | Прогнозы и планы будущей политической деятельности |
Рассмотрим вербальное наполнение слотов фрейма жанра
«политический портрет» на материале русского и английского языков.
а) Биографическая справка включает, как правило, анкетно-
биографические данные о политике, которые подразумевают указание следующей информации:
- возраст,
- происхождение,
- образование,
- основные этапы карьеры,
- религиозные убеждения,
- награды и звания, - семейное положение, - хобби.
Обратимся к примерам.
Лужков Ю.М. родился 21 сентября 1936 года в г. Москве. Окончил Московский нефтяной институт им. И.М.Губкина (1958). В 50-60-е годы работал научным сотрудником, руководителем группы, зам. начальника лаборатории НИИ пластмасс; и.о. главного специалиста ТУ Госкомитета химпрома при Госплане СССР. В 70-80-е годы – директор ОКБ автоматики Минхимпрома СССР. В 87-90-м гг. – первый зам. председателя исполкома Моссовета. В 90-91-м гг. – председатель исполкома Московского городского Совета народных депутатов. С 92-го г. по настоящее время – мэр Москвы. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями «Защитнику свободной России»… Лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженных химик РСФСР, заслуженный строитель России. Профессор Международного университета. Женат. Имеет четверых детей и внучку. Увлечения: футбол, теннис, конный спорт. (КП, 18.07.2000).
Биографическая справка отличается лаконичностью, точностью сведений, а также использованием клишированных фраз, характерных для жанра биографии.
Валентина Матвиенко (в девичестве Тютина) родилась в городе Шепетовке на Украине. В семье было пятеро детей. Отец скончался от паралича вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Дочерей в одиночку поднимала мать. Валентина в школе училась на «отлично», но после 8–го класса пошла в медицинское училище, чтобы получать хоть какую-нибудь стипендию. Училище окончила с отличием, уехала поступать в институт в Ленинград. Здесь началась ее карьера общественного деятеля… В 1989 году Матвиенко становится народным депутатом СССР, потом… едет послом в Грецию, откуда в правительство России ее вызывает Евгений Примаков. Валентина Матвиенко замужем за институтским однокурсником, ныне полковником медицинской службы в отставке Владимиром Матвиенко. Имеют сына Сергея, который продолжает учебу за границей. (ИЗВ., 08.08.2000).
Even in a year of unlikely candidates, Donna Peterson, who is running for
Senate in the state of Texas, stands out as an original. The 32-year-old West Point grad, a former helicopter test pilot and business consultant she is going to oust Wilson from the East Texas seat he has held for 20 years. Peterson, a conservative Republican in the heavily Democratic Second Congressional District, is confident of victory. (Time, November 2 nd, 1996).
Отметим, что типичной особенностью российских политических портретов является выделенность биографической справки в отдельный структурный блок. В американских политических портретах анкетнобиографические данные, как правило, органично включены в сам текст, факты биографии упоминаются в связи с отдельными этапами карьеры политического деятеля. Кроме того, религиозная принадлежность политика более акцентируется в американских публикациях, что объясняется разнообразием религиозных конфессий в США и устоявшимися традициями верования в Бога.
б) Значительные поступки и действия политика:
Кириенко, прочно ассоциирующийся в сознании граждан с дефолтом, доказывает, что в политике главное – руководствоваться здравым смыслом. (КП, 28.12.1999).
Два года назад Евгений Примаков, будучи премьер-министром, совершил свой знаменитый разворот над Атлантикой в знак протеста против военной операции НАТО в Югославии. (КП, 27.03. 2001).
Впрочем, многие помнят слезы президента у гроба Собчака, колючие слова об убившей его травле, сказанные год назад. (АиФ, №9, 2001).
Если бы вклад Горбачева в мировую политику закончился одним падением Берлинской стены, то уже одно это застолбило бы ему место в истории.Но стена была лишь зримым символом противостояния двух систем, с которыми покончил Горби. Он прекратил убийственное состязание супердержав в ракетно-ядерной гонке, понизил градус планетарной ненависти. Заговорив об общечеловеческих ценностях, сделал мир человечнее и добрее». (АиФ, №9, 2001).
Who is Vladimir Putin? To date, he has been a shadowy figure, from his KGB origins to his seemingly irreconcilable alter egos. (Newsweek, November 2001).
Упоминание ярких событий, которые в сознании ассоциируются с тем или иным политическим деятелем, актуализирует образ политика, делают его узнаваемым. Таким образом, главная функция данного слота – первичное представление имиджа политического деятеля, своеобразный набросок того, какое мнение о нем сложилось в обществе и как к нему относится автор политического портрета. Заметим, что достаточно часто в данном слоте фрейма подчеркивается драматический компонент: случаи возвышения и неожиданного падения политического лидера (как, например, в политических портретах Б. Ельцина), происхождение из «низов» (в политических портретах Б. Клинтона, который рос в семье без отца, но с пьющим отчимом), «избранность» в детстве, «предопределенность» высокого предназначения (рукопожатие Президента Кеннеди и юного Б.Клинтона).
в) Задатки лидера:
В политических портретах эксплицируется представление о том, каким должен быть кандидат, чтобы стать идеальным политиком. Анализ текстов политических портретов показывает, что несомненный успех ожидает претендента, который отвечает следующим требованиям избирателей:
1) личностный аспект: он честен, порядочен, образован, умен, принципиален;
2) профессиональный аспект: он работоспособен, компетентен, деловит;
3) социальный аспект: он готов заботиться о людях, близок к проблемам народа.
Страна сильно изменилась, нужен был другой лидер. Степашин ориентировался на элиту и потому не подходил. Он стал бы еще одним самолетиком авианосца, но не капитаном потерпевшего катастрофу корабля. (КП, 27.03.2001).
Президентскому креслу был противопоказан яркий харизматик, человек, связанный определенными публичными высказываниями и контактами с известными группами влияния. Это резко сузило бы возможности маневра. Итак, новым Президентом России должен был стать: 1) государственник, патриот, державник, но - умеренный; 2) силовик – если не по погонам, то по духу; 3) не засвеченный на публике политик; 4) управляемый политик – в том смысле, что не вообразил бы себя всезнающим и всемогущим. Кроме того, было бы неплохо, если бы он принадлежал к касте разведчиков – это гарантирует уровень образования, кругозор, рыночную ориентацию, популярность в народе.