Глава администрации президента совсем не совпадает со своим «кабинетным образом». В жизни – он душевный, умный человек. Среди его главных черт – исполнительность и ответственность за порученное дело. (КП, 13.04.2002).
В политических портретах подчеркивается «человечность» политика, его близость к простому народу, доступность; часто особо акцентируется мысль о том, что герой политического портрета – «один из нас», «свой».
Лужков – жизнерадостный, непьющий человек. Осторожный политический деятель, который все время делает вид, что он – хозяйственник, главный строитель и чистильщик Москвы. Этот его образ, очень нужный для России, делает Лужкова выдающимся политиком на фоне многих других. (АиФ, №40, 1999).
Laura Bush, who liked organizing closets and spending as much time as she could at her Texas ranch, was going to be a quiet presidential wife, the unHillary. But then came the awful morning of September 11. Suddenly, the former librarian had to transform herself into a wartime first lady. What comes out of Laura Bush now is “pioneer woman”. What does a pioneer woman do? She smiles at the children, she gathers everyone around at dinnertime, and she reminds us that we’re not made of cotton candy, that we will get through this, we love God and he knows it, and let’s push onward in unity. (Newsweek, January 2002).
г) Речевые особенности:
- особенности тембра голоса и т.п;
- наличие речевых ошибок;
- употребление сниженной лексики;
- простота и понятность языка;
- владение разнообразными стилями и жанрами речи;
- склонность к языковой игре, способность шутить, рассказывать анекдоты;
- расхожие словечки и выражения.
Какая может быть любовь к Гайдару, если он в предвыборных речах использует такие слова, как «дифференциация», «конвергенция»? Лежит на диване в Вышнем Волочке дядя Петя, слышит эти слова, и в его душе, кроме раздражения и отторжения, - ничего. (КП, 25.08.1999).
У Виктора Степановича шансов нет. Хотя фигура яркая, с афористичной речью: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». (Лимонка, сентябрь 1999).
Степашин – очень симпатичная фигура для российского сознания. С одной стороны – силовик, мужик, с другой – достаточно интеллигентен, довольно остроумен, у него очень простое лицо, и в то же время в очках. Речь простая, но умная. (ИЗВ, апрель 2000).
Потрафить вкусам всех советчиков сложно, а сам Путин неохотно выражает предпочтения словами. Он ведь – если сравнивать с самозабвенным ораторством Брежнева, Горбачева и Ельцина – молчун.
(РС, зима-весна 2001).
Laura Bush can move smoothly from girl talk to an insightful critique of a memoir reviewed in New York Times. (Times, December 2001).
Bob Dole does things which are linguistically peculiar. He underscores things by repetition. The impression you get is a 78 record that continues to play. If people start out thinking he is old, when he gives a speech that’s not focused and rambles and has multiple endings, that can reinforce the perception that he is just not really in command. (U.S. News and World Report, August 19, 1996).
Важную роль играет и степень корреляции имиджевых характеристик данного политика с представлением избирателей о том, каким должен быть лидер.
Социологические исследования показывают, что привлекательность политика для российского избирателя складывается из внешней привлекательности, компетентности, лидерского склада характера, честности (порядочности), способности к сочувствию, способности к пониманию, ума, образованности, кругозора, опыта (Лисовский, 2000:81).
По мнению В.В. Смоляковой, создание или коррекция «имиджа лидера в коммуникативном пространстве предполагает в качестве необходимого условия то обстоятельство, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов» (Смолякова, 2000:102). Создание фона, усиливающего позитивное начало в восприятии политика, становится основной задачей автора «положительного» политического портрета. Наиболее высокая степень эффективности саморепрезентации в сфере коммуникативного пространства достигается, по замечаниям В.В. Смоляковой, умелым использованием позиционирования, т.е. «интерпретации целей и назначения объекта с учетом интересов потребителя» (Смолякова, 2000:103). Таким образом, целью позиционирования становится приближение к некоему эталону, востребованному на подсознательном уровне.
В российских политических портретах используются следующие способы позиционирования:
- ссылка на авторитеты. Привлечение мнений каких-либо знаменитостей о данном кандидате активизирует психологический закон переноса: достоинства известного лица (точнее его собственный имидж) переносятся, накладываются на образ политика, тем самым вызывается доверие к нему: Напор и энергия - его плюсы, - считает Екатерина Лахова, депутат Госдумы (ОВР). Хорошо, что Путин здоровый и дееспособный;
- апелляция к определенной социальной прослойке . Позиционирование кандидата как одного из многих, которому понятны и близки горести и заботы народа, кто действительно понимает и разделяет интересы большинства, делает лидера узнаваемым, а, значит, «своим». «Близость к народу» часто подчеркивается в политических портретах Г.А.Зюганова и В.В. Жириновского, которые посещают птичники и коровники, поля и теплицы, больницы и дома престарелых. Апеллируя к настроению людей, относящихся к этому социально-
психологическому слою, обращаясь к актуальным для них проблемам, политик вызывает симпатию, душевное расположение к себе. Итак, продвижение героя политического портрета к позитивному (или негативному) полюсу в зависимости от поставленной задачи состоит в использовании четких знаковых отсылок, направленных на завышение или занижение его образа;
- использование противопоставлений: например, Все вместе – с Ельциным и Лебедем, или все – под Зюганова и Анпилова! – вот тот выбор, который стоит сегодня перед нами.
Идеал политика в американском обществе несколько отличается: в США привлекателен лидер безопасный, квалифицированный и динамичный (The Pep Talk 1984). Безопасность подразумевает, что лидер добр, дружественен, приятен, что он человек честный и общительный. Квалифицированным считается политик, если он профессионален, опытен, умел, информирован, обладает определенными способностями и авторитетом. Динамизм оценивается такими характеристиками, как «агрессивный», «решительный», «сильный», «смелый», «активный», «энергичный», «быстрый».
Любые действия политика США должны быть запоминающимися и достаточно решительными. Для проявления решительности,
«героических», «магических», «божественных» качеств во все времена как нельзя лучше подходили великие события истории. Когда обществу грозят опасности, активные действия лидера восхищают, поражают воображение. В американских политических портретах основным способом позиционирования является «продолжение линии из прошлого». Политик представляется в виде преемника дела национального героя, предыдущего успешного лидера. По мнению В.В.Смоляковой, в данном случае актуализируется психологический феномен аттракции, заключающийся в спонтанном проявлении симпатии к политику в результате узнаваемости его образа, некой родственной близости и возникающей эмпатии
(Смолякова 2000).
Фреймовый блок «будущее», завершающий структуру фрейма, включает информацию о прогнозах и планах будущей политической деятельности героя политического портрета.
Путин – не мессия, не чудотворец. Просто он и его команда не испугались грязной работы. Они сказали людям, что есть надежда на возрождение великой страны. Что, начав с Чечни, они и дальше будут разбираться с запущенными болезнями. Бешеная популярность Путина сохраняется. (КП, сентябрь 2001).
В данном фреймовом блоке нередко предсказывается успешность политической карьеры лидера, делаются прогнозы, касающиеся изменений в общественной жизни, которые будут связаны с его именем.
Under Putin, the state seems to be regaining a measure of confidence and responsibility to its people. There are unmistakable signs that Putin-mania could veer toward old-guard Soviet-style adulation. (Newsweek, November 2001).
Политические портреты, целью которых является диффамация «чужого» политика, наоборот рисуют картины катастроф и провалов, которые будут неминуемыми, если у власти окажется «чужак».
Мягкий, как сапожная бархотка, Аганбегян. Дерганый, словно его укусил тарантул, Шаталин. Печальный, как древесный гриб, Абалкин. Говорливый, словно водяная струйка в сливном бачке, Шмелев. Неутомимый, как дятел, Бунич. Курчавый, будто хмель, Явлинский. Румяный, точно колобок-людоед, Гайдар. Сколько еще других, взращенных на сытных кафедрах, в хлебных институтах, вылезли наружу и изгрызли, издолбили, превратили в труху экономику великого государства. Пока у власти будут они, а в президентах Путин, народ останется голым, государство бессильным, и мопсы миллиардеров будут прогуливаться по залам Третьяковки. (Завтра, апрель 2000).
В заключение подчеркнем, что политический портрет апеллирует не только к рациональной сфере адресанта. Политический портрет вызывает определенные чувства у реципиента, связывая позитивный или негативный эмоциональный настрой с героем политического портрета. Аффективное, основанное на образах и ассоциациях, представление о политике также очень важно.
Средством «концентрированного» описания ролевого поведения являются ролевые номинации – слова и словосочетания, фиксирующие сформировавшееся представление о поведенческом типе политика. Ролевые номинации используются в разнообразных жанрах политического дискурса, его разными агентами, однако наиболее часто – политическими аналитиками и журналистами. Как показал анализ, для политического портрета как жанра политического дискурса характерна повышенная плотность ролевых номинаций. В данном параграфе рассматриваются те ролевые номинации, которые были представлены в выборке политических портретов.
Проведенный анализ позволил классифицировать ролевые номинации по следующим основаниям:
1. степень опытности и продолжительности политическойдеятельности:
- Политический долгожитель – опытный политический деятель;
- Пионер с лысинкой – человек в возрасте, пришедший в политику довольно поздно;