Политико-правовые взгляды Т. Гобсса
Томас Гоббс [Гоббс Т.] (1588—1679 гг.) — великий мыслитель эпохи английской буржуазной революции, формирование идей которого происходило в период сложнейших противоречивых потрясений в истории Англии, что оказало огромнейшее влияние на сущность и характер философского, социального и политического возрения автора, Известны его близость к роялистским кругам, боязнь революционных потрясений, приверженность к абсолютной политической власти.
Изучение богатейшего идейно-политического наследия Гоббса невозможно без краткого обращения к особенностям социально-политической ситуации Англии в середине XVII в.
В 1640 г. начинается буржуазная революция, быстро переросшая в гражданскую войну. Это радикально меняло систему социально-экономических, политических и государственных отношений, всю социально-классовую структуру общества, оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие Англии в направлении демократизации, гуманизации и модернизации общества, а также на многие западноевропейские государства.
Вооруженная борьба армии и партии парламента Англии против Карла I , разрешила длительное и острейшее открытое противостояние сил королевского абсолютизма и феодальных кругов, с одной стороны, и растущих сил восходящей торгово-промышленной буржуазии , «нового дворянства», большинства городского населения, с другой стороны. Разгром армии роялистов и казнь Карла I (1649 г.) по приговору верховного трибунала, созданного парламентом, привели к установлению первой Республики (1649—1653 гг.). Политика сдерживания дальнейшего развития и углубления революции , проводимая лидером парламентской партии О. Кромвелем , привела к установлению диктата последнего (1653—1658 гг.). Новый подъем радикально-демократического движения в стране подтолкнул буржуазно-дворянские круги, получившие власть, к восстановлению монархии Стюартов в лице Карла II , ограниченной сильным парламентом.
Учение Гоббса о государстве и обществе является производным его философской теории, вытекает из его понимания человеческой природы. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Ф. Бэкона , отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механистическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека. Гоббс последовательно доказывал несостоятельность положений теории Платона , Аристотеля о полной зависимости гражданина в обществе-государстве, подчеркивал особую специфику человеческой природы, выделяя такие черты, как интерес, потребности и др. В человеческом общежитии индивидуальное и частное — первично, а государственно-общественное является производным, вторичным. Учение Гоббса отражало интересы буржуазии, буржуазные представления о человеке как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зла.
Гоббс подчеркивал принципиальное равенство людей как части природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти. Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе «Левиафан». Опираясь на идеи естественного права и подход Гроция , он модернизировал понятие «общественный договор» как конкретный источник государственной организации людей. Естественному праву он противопоставляет естественный закон, понимаемый как найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни. Главный признак гражданского, государственного состояния — это наличие суверенной и обязательной для всех власти. Она утверждается путем общественного договора, заключенного между всеми индивидами , в результате чего становящимися гражданами.
Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (где царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и гражданское, государственное. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации. Сторонник механистического подхода Гоббс рассматривал государство как искусственный механизм, как итог человеческого творчества, состоящий из систем и элементов, функционирующих по законам механики. Человек — важнейший элемент, частица этой системы, но государство не сводится к простому механическому соединению элементов.
Сохранение человека и государства возможно при соблюдении «естественных законов» (стремление к жизни, ее сохранению). Для утверждения этих законов, преодоления страстей и эгоизма необходим общественный договор , устанавливающий государственную власть.
Лишь указы верховной государственной власти придают естественным законам силу обязательного закона гражданских прав. Так, Гоббс практически отождествляет юридические законы общества и естественные, (т.е. моральные принципы). Однако Гоббс в ряде работ различал эти понятия: «Существует большое различие между законами и правом, ибо законы — это узы, право же есть свобода, и они противоположны друг другу».
Государство — прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти — приказывать, а гражданина — подчиняться, исполнять законы. Государственная власть становится уже самосущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставил и актуальную проблему политики — политическое отчуждение , когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод.
В качестве суверена власти Гоббс видел и монарха, и коллективный орган (собрание), «суверен является законодателем и он сам не подчинен гражданским законам». Политическим идеалом Гоббса осталась монархия , сильная централизованная власть, он не разделял мнения о закономерности разделения властей в государстве. Детально определяя направления деятельности власти («Об обязанностях суверена»), Гоббс подчеркивал, что главной задачей государства является «обеспечение блага народа». Главным образом, цель государства — «обеспечение безопасности», ибо до появления государства в обществе царила «война всех против всех».
Государство, по Гоббсу , есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо «вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежество, дикость; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство».
В современной политологической теории принято считать, что ряд положений концепции Гоббса о государстве является основой будущих авторитарных теорий власти, что вызывало острую критику еще в XVII—XVIII вв. Как подчеркивал Гоббс, государственная власть суверенна, абсолютна и неделима, «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное количество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей пользы».
В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт , доселе проводивший абсолютистскую политику , бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский . Он согласился установить конституционную монархию, что открывало и закрепляло доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к управлению делами государства. Верхи дворянства и верхи буржуазии пошли на компромисс: произвели дележ публичной власти.