Смекни!
smekni.com

Региональные конфликты во взаимодействиях власти и бизнеса (стр. 2 из 3)

На уровне регионов противоречие между властью и бизнесом в настоящее время углубляется неравномерным развитием регионов и разновременностью формирования в социальной структуре предпринимательских групп, разнородностью предпринимательства и его слабой институциализацией. Это определяет разную роль и возможности взаимодействия региональных деловых кругов и региональных органов власти. Наличие в регионах предпринимателей разных уровней создает проблемы артикуляции их интересов, согласования этих интересов с интересами социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития региона. Решение данного круга проблем находится в ведении региональных органов власти.

Институционализация ярославского бизнеса началась в 1991 году проведением Учредительного съезда предпринимателей области, с тех пор в Ярославской области существуют сравнительно благоприятные условия для предпринимательской деятельности. С 1991 года учрежден Ярославский Союз предпринимателей, клуб деловых людей Ярославля, объединивший крупных бизнесменов и глав крупных предприятий, профсоюзы работников малого и среднего бизнеса, Ярославская торгово-промышленная палата. Характерно, что с начала своего образования организации крупного бизнеса устанавливали тесные связи с центральными и региональными объединениями промышленников и предпринимателей. Динамика структуризации ярославского бизнеса характеризуется рядом особенностей, которые сближают и отличают институционализацию ярославского бизнеса от аналогичных процессов в федерации. Так же, как почти во всех регионах России, в области первоначально создавались организационные центры крупного бизнеса, которые активно поддерживались администрацией и местными государственными структурами. Однако значительно затруднен был процесс институционализации среднего бизнеса. При этом отношения с властью устанавливались как индивидуальные и традиционные связи, берущие начало еще в советскую эпоху, сращения советских, партийных органов и директората области. В целом же отношения между государством и бизнесом на уровне области складывались с традиционным недоверием к государству, в котором предприниматели видели основную угрозу своему существованию, наряду с криминалитетом области.

Другой проблема взаимодействия бизнеса и власти является участие предпринимателей в деятельности властных структур. В начале реформ крупные предприниматели Ярославской области активно участвовали в деятельности властных структур через партийно-представительные каналы, в деятельности Государственной Думы области, хотя там не были представлены интересы малого бизнеса, соответственно не было и законотворчества, направленного на регулирование деятельности малого бизнеса. На долю мелких предпринимателей не выпал и выход на федеральный уровень через сотрудничество с региональными политическими партиями и движениями. Была широко распространена практика финансирования политических объединений. В период 1995/1996 гг. происходит более четкое разграничение социального и политического статуса мелкого и крупного бизнеса, с усиливающимся неравенством возможностей политического участия крупных промышленников и мелкого бизнеса. Кроме того, отличительной особенностью Ярославской области остается проблема институционализации собственных интересов крупного бизнеса. В настоящее время он еще сращивается с промышленным.

Начиная с 1998 года, активизируется деятельность предпринимателей вне областной Думы. Создано новое «Движение предпринимателей и налогоплательщиков», пытавшееся добиваться эффективных для себя решений. Однако к настоящему времени в области отсутствуют эффективные политические институты малого бизнеса, а в Государственной думе все еще преобладает «промышленное лобби» (29% депутатов ГД ЯО – директора крупных предприятий).

1. директора крупных предприятий; 2. врачи; 3. руководители с/х предприятий; 4. главы МО, мэры; 5. прочие; 6. депутаты, работающие на постоянной основе.

Проведенные исследования демонстрируют прямую заинтересованность ярославских предпринимателей во взаимодействии с государством. Крупные бизнесмены области имеют опыт лоббирования своих интересов, что активно используется ими при проникновении во властные структуры. Реализовалось стремление крупного бизнеса создавать свои политические институты. В то же время государственные структуры постоянно стремятся к подчинению предпринимателей области. Бизнес-элита области в своих действиях, в том числе и в избирательных кампаниях, опирается не столько на политический ресурс (политические партии и объединения), сколько на собственные финансовые ресурсы. Движение к власти все более энергично осуществляют представители банковского капитала, постепенно вытесняющие из власти группы промышленного директората. Отчетливо прослеживается разрыв между властью и слоями среднего и малого бизнеса: последние не ощущают себя свободными людьми и, как правило, не ожидают благоприятных перспектив (78%). К тому же представители среднего и малого бизнеса имеют слабую институциализацию, в то время как еще в начале 90-х годов образовывались профсоюзы малого и среднего бизнеса. Мелкие и средние предприниматели отрицательно относятся к чиновникам, в то время как властные структуры спокойно относятся к предпринимателям.

Выявленной спецификой взаимодействия власти и бизнеса в Ярославской области является тот факт, что инициатором взаимодействия выступает сам бизнес, который, к тому же пытается проводить и собственную политику. Это происходит в силу того, что государственное регулирование совершается в пользу определенных слоев предпринимателей, что создает наименее благоприятные условия для существования малого бизнеса и фактически не способствует развитию среднего слоя предпринимателей.

Можно констатировать, что в области осуществляется не столько взаимодействие бизнеса и власти, сколько сращивание олигархов областного значения с властной элитой области при игнорировании властью малого бизнеса и избирательного отношения к среднему бизнесу.

Другой стороной проблемы является отношение к власти и бизнесу населения области. Исследования, проведенные Учебно-научным центром ЯрГУ в 2003 гг. (n = 538), позволили прийти к некоторым выводам.

Общество, по крайней мере, на региональном уровне, одинаково негативно относится и к власти, и к бизнесу. 32,3% населения убеждены, что реформы отражают лишь позицию властей и 42,7% - что реформы принесут улучшение положения тем, у кого есть деньги. В том, что реформы защищают интересы простых людей уверены 4,29%.

Ярославская область – спокойный регион. Однако только 1,47 % населения области считает уровень своего доверия государственным служащим федеральных органов власти очень высоким, 7,7% оказывают доверие близкое к высокому государственным служащим местных органов власти. В то же время 35,7% не оказывают доверия местным органам власти, а 35,6% - федеральным. Нейтральное отношение к составляет примерно 29,5%. По роду занятий эти показатели выглядят следующим образом: 38,1% предпринимателей демонстрирует крайне низкий уровень доверия к госслужащим местных органов власти, 28,6% - нейтральный, 9,5% - ближе к высокому, рабочие соответственно – 45,2%, 24,7%, 5,5% , студенты – 26,3%, 36,8%, 5,3%.

Это свидетельствует о конфликтном состоянии указанного взаимодействия, трудностях институционализации российского предпринимательства в современной России.

Взаимоотношения власти и бизнеса в области выявляются и при определении самими предпринимателями и госчиновниками степени ответственности власти за принимаемые решения. Так, 1% из числа опрошенных предпринимателей и 4% государственных и муниципальных служащих считают, что на решения и действия администрации региона оказывает влияние законодательное собрание, соответственно 2% и 0% указывают на влияние СМИ, 22% и 8% - криминальные структуры. О том, что никто не контролирует и никто не влияет, говорят 14% предпринимателей и 9% государственных служащих. Главную ответственность за нерешенные проблемы в регионе несет: местная власть (39% предпринимателей, 32% государственных и муниципальных служащих и 42 % рабочих), крупные предприниматели и финансово-промышленные группы (13% предпринимателей, 7% государственных и муниципальных служащих и 22% рабочих). Это свидетельствует о том, что местной власти население области доверяет больше, чем крупному бизнесу. Вместе с тем, ни предприниматели, ни государственные и муниципальные служащие не назвали влиятельными силами в регионе мелкий и средний бизнес. В то же время 4% ИТР, гуманитарной интеллигенции, рабочих и студентов уверенны, что мелкие и средние предприниматели несут ответственность за нерешенные экономические проблемы в регионе. 7% предпринимателей и 4% государственных и муниципальных служащих указывают на директоров предприятий, соответственно по 2% - на политические партии и движения. Характерно, что около 33% респондентов указывают на «других». 10% предпринимателей и 26% государственных и муниципальных служащих одобряют вмешательство исполнительной власти в конфликты между структурами, соответственно 34% и 10% - не одобряют.

К основным характеристикам глав аппарата области жители области относят процветающий блат и взяточничество, хотя сами чиновники уверены, что их стиль управления – демократичен и профессионален. Большинство населения затруднялось ответить на вопрос, кто в большей степени влияет на действия администрации, что свидетельствует об информационном дефиците населения. В то же время большинство населения убеждены, что средства массовой информации не дают объективной информации и провоцируют тем самым конфликты. Ответственными за социальные проблемы региона население считает в большей степени мэра, нежели предпринимателей. Нельзя также не отметить в целом негативное отношение к благополучным в материальном отношении людям. Так 11,7% опрошенных демонстрируют враждебное отношение к богатым и состоятельным, 32,4% скорее враждебное, 27,1% одобряют их деятельность. Возможно, это объясняется тем фактом, что материальное положение граждан области остается далеко не благополучным: всего лишь 4,29% опрошенного населения считают, что в ходе реформ стали богатыми людьми.