В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.
В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.
В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, но уже в 111 в. до н.э., подвергшись соответствующей "обработке", он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи.
История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба.
Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.
Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике - конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа - центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь - отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к "разумному" использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни.
В постоянной полемике с конфуцианством сложилось политическое учение Мо-цзы /479-384 г.г. до н.э./, который исходил из признания равенства прав людей от природы. Идея мыслителя о естественных правах связана с его идеей договорного происхождения государства. Чтобы положить конец раздорам и вражде, имевшим место в естественном состоянии, люди избрали из своей среды самого мудрого и провозгласили его царем. Так появилась государственная власть. Мо-цзы считал, что верховная власть принадлежит народу, который имеет высшее право избрания правителей и контроля за их деятельностью. Эту идею через многие века будут развивать мыслители европейского Просвещения.
Яркими представителями рационалистической мысли древнего Китая были легисты /от латинского " lex" -закон/ или "фацзя" /от китайского "фа" - закон/. "Легисты" или "фацзя" считали, что организация государственного управления должна быть основана не на традициях и ритуале, на чем настаивали конфуцианцы, а на основе единых и строго определенных законов "фа". Чтобы навести порядок в стране, правители должны опираться не на произвол, а на закон, который выше воли царя и обязателен для всех. В государстве все должны слепо повиноваться законам и охраняющей их государственной власти.
Легисты впервые разработали основы теории государственного регулирования экономической жизни, но были противниками просвещения и культуры широких народных масс. В политике, считали они, нужно проявлять жестокость, гибкость и обман, ибо государственное правление - это постоянная война между правителями и подданными.
Политическая мысль в государствах древнего Востока была первой идеологией классового общества. Политические идеи, выработанные в странах древнего Востока, оказали влияние на политическую мысль рабовладельческих Греции и Рима.
Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.
Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.
Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания. Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.
Демокрит (460-370 гг до н.э.) - выдающийся представитель атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.
У Демокрита мы находим ряд советов правителю, в частности: прежде чем властвовать над другими, необходимо научиться властвовать над собой. Он рекомендовал тщательно изучать искусство политики и допускать к руководству лишь тех, кто имеет для этого необходимые качества и знания.
Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, которая составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений. Нерушимость законов и повиновение им, Сократ связывает с единомыслием граждан, без чего, по его оценке, государство не может хорошо стоять, и без чего не может быть политической свободы.
Сократ считал, что царство и тирания есть власть, но власть разная. Власть, основанная на воле народа и на законах - это царство, а власть против народа, в основе которой не законы, а произвол правителя - тирания. Если власть находится в руках лиц, исполняющих законы, то такое устройство он назвал аристократией, если она находится в руках богатейшей части населения - плутократией (от греч плутос - деньги "кратос" - власть - власть денег ), в руках всех - демократией.
Он негативно относился к тирании, осуждал ее за беззаконие и произвол. Критиковал Сократ и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц выбранных по жребию, следовательно - случайно.
Сократ первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и гражданином. Согласно его версии Родина и Закон выше и дороже отца и мастери, т.к. они для гражданина являются высшими родителями, воспитателями и повелителями. Развивая учение о естественном праве, он считал, что существуют неписаные божественные законы, установленные не людьми, а богами и имеющие силу повсеместно, независимо от воли людей.
Многие из положений Сократа: классификация форм правления, роль законов, учение о естественном праве оказали заметное влияние, а последующие учения о формах государства. Его политическая этика послужила исходным пунктом для политической философии Платона и политической науки Аристотеля.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости. Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.