В декабре 1981 г. в Тиране произошел переворот. Было заявлено, что Мехмед Шеху - Председатель совета министров НСРА, до 1980 г. министр обороны, покончил жизнь самоубийством. Сразу же за этим сообщением Энвер Ходжа заявил, что это был один из опаснейших предателей и врагов Албании, что связанная с ним группа заговорщиков пыталась уничтожить партию и народную власть. Член Политбюро, секретарь ЦК АПТ Р.Алия в сентябре 1982 г. утверждал, что внутренние враги стремились навязать буржуазную и ревизионистскую линию в области экономики, культуры, искусства, обороны, внешней политики, ликвидировать социалистический строй, лишить народ завоеваний революции, а вместе с тем свободы и независимости. Началась борьба против внутренних врагов. В Совете министров были заменены два председателя и 12 министров из 18. В их числе министр внутренних дел Ф.Шеху, министр обороны К.Хазбиу, министры иностранных дел, финансов, энергетики, внутренней и внешней торговли, горнорудной промышленности, председатель Госплана.
В начале 80-х годов в стране прошла компания перевода личного скота крестьян на коллективное содержание. Крупный и мелкий рогатый скот, оставаясь юридической собственностью крестьян, уводился из их дворов в общее стадо, а получаемые от него продукты крестьяне должны были покупать в сельском магазине. К тому же у крестьян урезались приусадебные участки. Это привело к падению поголовья скота, к снижению доходов крестьян и росту недовольства В стране начались перебои с продовольствием.
Э. Ходжа скончался 11 апреля 1985 года.
А в СССР началась «перестройка», коренным образом повлиявшая на дельнейшую судьбу балканских народов.
После смерти Ходжи, когда первым секретарем АПТ стал Рамиз Алия, началось исправление “перегибов”, крестьянам было разрешено продавать на рынках произведенной продукцией, им был возвращен из “коллективных стад” уцелевший скот. В 1986 г. Албания через Югославию была соединена с международной железнодорожной сетью, что имеет стратегическое и геополитическое значение. Казалось бы, что можно налаживать мирную жизнь и взаимовыгодное сотрудничество. Но «пороховой погреб Европы» в очередной раз взорвался. Начался распад Югославии. На Балканах в кровавых муках началось рождение национальных государств…. В Албании вспыхнула революция, свергнувшая ортодоксальный коммунистический режим и поставившая в повестку дня создание Великой Албании, объединяющей все земли, населенные албанцами.
Сербия и Албания
Есть ли выход из тупика?
Отношения между сербами и албанцами складывались драматически. Албанские отряды были союзниками сербов в битве на Косовом поле. Албанцы-христиане мужественно отбивались от турецких захватчиков, и, неоднократно поднимая восстания, отвлекали силы османов от славянских повстанцев, от Венеции, Вены, да и от России, кстати, тоже. Но албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года формально контролирующая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территории Косово и Македонии, отчасти населенные этническими албанцами; Италия, чьи попытки закрепиться военным путем на столь близком берегу в ХХ веке заканчивались поражением.
В результате Балканских войн в начале века с гегемонией Турции на Балканах было полностью покончено. Албанцы создали свое государство. И сразу же обострились и прежде не простые сербско-албанские противоречия, так как общий враг исчез, а под сербский контроль перешла территория Косова. Появление новых врагов - итальянцев и немцев на какое-то время вновь немного объединило эти два народа, но пришельцы были разбиты, а проблема осталась. Общая религия - коммунизм так-же не несколько лет сгладила остроту проблемы, но толкования этой “веры” в Югославии и Албании стали разниться и межнациональный конфликт приобрел для поверхностного наблюдателя характер войны между “остро-” и “тупоконечниками”, по разному поклоняющихся “богу-отцу” - Марксу-Энгельсу-Ленину, расходящихся в вопросе о степени святости или сатанизма их “пророка” - Сталина и различным образом объясняющим роль в истории “святого духа” - классовой борьбы.
Поскольку большая часть албанцев Косова мусульмане, а сербы исповедуют православие, то некоторые из экспертов склонны видеть в конфликте борьбу между исламом и христианством. Но это противоборство сильно отличается от вспыхнувшего на Балканах в начале 90-х годов конфликта. Та бойня шла внутри одного славянского этноса, разделенного по конфессиональному принципу. Ведь сербы, хорваты и босняки это по сути один народ.
Албано-сербский конфликт не религиозной, а этнической
Албанский этнос стремится объединиться, стереть разделяющие его границы. Парадоксально, но коммунистический режим в Албании, запретивший религию как таковую, создавший единственное в мире официально атеистическое государство, заложил для этого объединения прочную основу, т.к. религиозные различия внутри албанского этноса перестали играть существенную роль. Идеологические постулаты, которые будут двигать албанцами - право нации на самоопределение и объединение и общедемократические лозунги.
И все стратегические шансы на победу в войне на их стороне. В создании Великой Албании, включающей в себя все земли, населенные албанцами, максимально заинтересована одна из крупнейших стран НАТО - Турция, которая постепенно берет реванш за поражения прошлого, в геополитическом плане выступая продолжателем традиций не только Османской, но и Византийской империй. В большом албанском государстве объективно заинтересованы Германия и Италия.
Западноевропейские либералы, довлеющие в идеологических схемах Европы и Америки так же будут приветствовать создание демократического государства албанцев. И хотя Римский клуб ратует за сохранение пограничного статус-кво, но не стоит преувеличивать в политических кругах его влияние. На стороне албанцев демография. К настоящему моменту более 90% жителей Косова албанцы. Численность албанского населения в Македонии доходит до 45%. Современное государство Албания является моноэтническим государством. В перспективе же рост численности албанского населения будет по прежнему опережать рост населения сербского. ведь ежегодный прирост численности албанцев составляет в свыше 2, 5%.
СССР, Югославия, Чехословакия, Афганистан, войны в Африке, волнения в Квебеке вполне подтверждают гипотезу, что исторический процесс в настоящее время идет в сторону создания национальных государств..
В этих условиях сербам только крайне жесткими мерами можно будет удержать Косово под своим контролем. Но это невозможно из-за позиции мирового сообщества. К тому же военная помощь косовским албанцам со стороны Албании делает такого рода акцию абсолютно бесперспективной. Возникновение Великой Албании неизбежно. А не предоставление независимости косовским албанцам лишь заморозит ситуацию на несколько лет, максимум десятилетий. Единственное, чего могут добиться сербы в этих условиях, так это разделить Косово, добиться особого статуса для сербских монастырей и святынь. Но позиция подавляющего большинства сербов исключает такой вариант развития событий.
Что может случиться после создания Косоварского государства?
Последствия для Балкан могут быть следующими.
Уже ничто не помешает сербам воссоединить их земли в Боснии и на севере Хорватии с Белградом. Так же и хорваты вполне могут, после соответствующих формальных процедур, аналогичных тем, что были проведены перед объединениям ГДР и ФРГ, объявить о соединении своих территорий в единое государство. От Боснии после этого останется лишь та часть, что находится ныне под контролем мусульман-босняков. Но в Европе есть и более мелкие государства.
Македония возможно прекратит свое существование, т.к. часть ее нынешних земель отойдет к Сербии, часть к Великой Албании, часть к Болгарии и Греции. Хотя, может быть, что-то от этого государства и останется для представительства в ООН.
Перед Болгарией в свою очередь замаячит угроза (вполне реальная) лишиться части своих южных территорий, населенных “потуреченными” болгарами. Это приведет к тому, что вновь в этой стране, в надежде на русскую помощь, оживут русофильские настроения. Хотя стоит признать, что в нынешней ситуации, реальные гарантии болгарам в сохранении территорий могут дать не русские солдаты и оружие, и даже не вхождение в НАТО (Греция и Турция входят в альянс и это не мешает им традиционно держать наготове войска против друг друга). Целостность страны болгарам может гарантировать лишь резкое увеличение собственно болгарского православного населения. Кстати, сказанное относится ко всем странам европейской культуры, в последние десятилетия оказавшимся в демографическом кризисе. Но эффект тут возможен (если возможен) лишь через два-три поколения, а время не ждет. Так что, скорее всего, Болгарии придётся возвращаться к границам, которые ей были определены после русско-турецкой войны 1879 года.
Румыния в этих условиях вполне может лишиться Трансильвании, а вот присоединение к ней Молдовы вряд ли произойдет - румынские бояре (к которым можно отнести ныне молдавскую элиту) всегда, со времен даков, были не способны к единству. В перспективе вполне возможен союз Албании, Боснии и Турции и повторение ситуации, сложившейся после овладения османами Константинополем.
Прецедент, созданный в Косово, буквально взорвет весь миропорядок
Под вопросом могут оказаться незыблемость не только азиатских, но и собственно европейских границ, вполне возможно будет отделение от Испании Каталонии и страны Басков, распад Италии, Бельгии, даже Великобритании, где найденная в Шотландии нефть послужит мощным катализатором национализма. Начнется передел не только границ, но и собственности, в чем весьма заинтересованы поднимающиеся азиатские, южноамериканские и прочие тигры, драконы и ягуары, мечтающие о ликвидации европейско-американской гегемонии в экономике. Взорванный миропорядок простимулирует заглохшую было гонку вооружений. А может быть всё-это это кому-нибудь нужно?? Ведь большой улов приносит мутная вода.