Смекни!
smekni.com

Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования (стр. 1 из 3)

Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования

Юрий Московский

Это горное государство на западе Балканского полуострова является наиболее загадочным из всех европейских стран. Его площадь 28, 7 тыс. кв. км, что чуть менее площади Армении (30 тыс.) Население - более 3 миллионов, свыше 96% из них албанцы. За период с 1940 по 1998 население выросло в 3 раза. Столица страны - порт Тирана с населением 210 тыс. Климат: летом жаркая, сухая погода (июль 24-25 С), зимой мягкая, сырая +8 - 9 С. Албанцы - это такая же загадка для большинства европейцев. Как собственно и сама Албания

Кроме собственно Албании албанцы проживают на территории Сербии, где более 90% живущих в автономном крае Косово - их единоплеменники, в Македонии, где к ним себя относят от 30% (по официальным данным) до 50% (по мнению их самих) жителей, много албанцев на севере Греции и в Черногории. Албанское население есть и в Италии - на Сицилии и в Калабрии, где их называют арбрешами.

Сами албанцы называют себя шкиптерами, а свою страну - Шкиприя. Предания гласят, что после одного из сражений царь Пирр, владелец Эпира, вошедший в историческую память людей из-за выражения “Пиррова победа”, якобы назвал их “сынами орлов” и это прозвище прижилось. Но вернее всего, что это самоназвание, возникшее потому, что так звали друг друга говорящие на понятном языке, т.к. “shgipoj” значит по-албански “понимать”.

Среди албанцев в конце XIX века существовали 4 религиозные группы. Самая многочисленная - мусульмане-суниты. Ко второй группе относились так называемые бекташи, считающиеся мусульманами, в действительности придерживающиеся верований из смеси из шиизма и различных христианских сектанств, считались покровителями янычар. Католики составляли 20% албанского населения, а православные - менее 10%. Ныне преобладающая религия среди албанцев - ислам, но в собственно Албании он весьма поверхностен - десятилетия атеистического воспитания не прошли бесследно.

Из истории Албании

Уже в IV-II тысячелетии до н.э. жившие на территории страны люди наряду с охотой и рыболовством занимались скотоводством и земледелием. Предки албанцев - иллирийские племена. Эта земля расположена вблизи Эллады, которая оказывала на нее немалое влияние. В IV веке до н.э. иллирийцы создали свое рабовладельческое государственное объединение, вошедшее в историю под названием “Федерация энколейцев”, постоянно ведшее войны с соседями. В 217 году до н.э. оно было завоевано высадившимися на его территорию римлянами. После распада Империи, в период византийского правления в Албании распространилось христианство, к этим же временам восходит начало образования албанской народности, племя албанов жило в районе знаменитой в будущем крепости Круи.

В 1389 году албанские отряды сражались на стороне сербов на Косовом поле. после поражения многие из районов Албании постепенно признали власть турков. Но тем не менее в стране часто вспыхивали восстания.

Так 3 ноября 1443 года Георгий Кастриоти Скандебергер (Искандер-бей), командующий 300 всадниками, поднял мятеж, переросший в восстание против турецкого господства. Большинство феодалов признали власть Скандебергера. В результате турки были выбиты из страны. Борьба продолжалась 25 лет, но албанцы не получили обещанной помощи ни от европейцев, ни от византийцев. Ставшая опорой восставших Круя несколько раз выдерживала и отбивала турецкие осады. Европейский наблюдатель писал: “Османы из-за большого ущерба, причиненного ими албанцами, проявляли здесь ужасающую жестокость и не оставляли даже растительности на земле.” В 1450 году Крую безрезультатно осаждал сам султан Мурад II. В 1466 году султан вторгся в Албанию со 150 тысячной армией, дошел до Адриатики, но был вынужден покинуть страну. После смерти Искандера-бея (17 января 1468 года) Круя держалась еще 2 года, но была вынуждена на почетных условиях капитулировать. Однако приемники Скандбергера сражались еще 9 лет, пока, наконец, с 1479 года вся страна не попала под турецкое господство. События той борьбы нашли свое отражение в советско-албанском фильме “Храбрый воин Скандбергер”, снятом в 1954 году.

В начале XV века началась массовая эмиграция албанцев с территории их исконного проживания. В Венеции тогда возникла целая албанская улица. Их ценили как воинов и охотно брали на службу. Военные навыки у албанцев воспитывались с детства, вся Южная Албания - Хамаре была искони поголовно вооружена. Для отражения нападений соседей и для ответных нападений албанцы объединялись в кровнородственные объединения - фисы. Жизнь албанцев была для европейцев загадкой. За XVI-XVIII вв. там не побывал ни один иностранный путешественник.

Во второй половине XVIII в. началась массовая исламизация населения. Проводилась она не столько путем проповедей, сколько путем экономического нажима, и путем запрета на ношения оружия немусульманам, что в условиях постоянных схваток за земли было весьма мощным средством давления. И все же к началу XIX века лишь половина населения Албании было омусульманино, да и то это была лишь видимость, так как зачастую ислам принимал лишь глава семейства, плативший налог. Мусульмане совместно с христианами праздновали пасху, другие христианские праздники (святого Георгия, как начало года, 23 апреля, святого Николая-зимнего (в декабре), как семейного праздника, на котором присутствовали души умерших предков). Были весьма распространены как смешанные межрелигиозные браки, так и “фиктивное” родство - побратимство, кумовство.

Турки стремились опереться на албанцев в управлении Балканами, поэтому во второй половине XIX века стремясь задобрить албанскую знать, всячески расширяли самоуправление. Именно из-за этой политики во время русско-турецкой войны 1878-1879 гг. албанцы оказались на стороне Стамбула. Тем не менее по Сан-Стефанскому договору 1879 г. Албания получила ограниченную административную автономию. Немирович-Данченко писал тогда “Мы так или иначе разрешили вопрос болгарский и если албанцы хотят создать цельную сплоченную Албанию - одна Россия искренне может помочь им в этом.”

Турецко-албанский альянс был обречен. Разрыв с горцами стал неизбежен.

В 1902-1903 гг. в местах проживания албанцев начались волнения. Албанская гвардия султана в 1909 году поддержала младотурок. Но их националистическая политика ущемила интересы албанцев. В 1910 году восстал Косовский валет, однако через 5 месяцев восстание было подавлено. В 1911 году восстали католические кланы. В 1912 году восстание вспыхнуло вновь и через 1, 5 месяца после его началась Балканская война. На этот раз албанцы не поддержали турок, дезертировали из их армии и встречали союзные славяно-греческие войска как освободителей. 28 ноября 1912 года торжественно была провозглашена независимая Албания со столицей в Люсини и создано правительство во главе с Исмаилом Кемалем. В конечном итоге Косовский валет отошел к Сербии. И население возникшего Албанского государства на 3/4 стало состоять из мусульман. В 1920 году столица была перенесена в маленький, тогда 12-ти тысячный прибрежный городок Тирану.

В начале 20-х годов президентом страны стал Зогу Ахмет. В июне 1924 г. под давлением организации “Башкими” (Единение), вылившееся в восстание, он бежал в Югославию. К власти пришло правительство Ноли, установившее дипломатические отношения с СССР. Однако в декабре Зогу вторгся со своими приверженцами и вернул себе власть. 1 сентября 1928 года он стал королем под именем Зогу I. Правительство опиралось на крупных землевладельцев, составлявших 3% от общего числа владевших землей. Им принадлежало 23% всех земель, т.е. по 19 га на семью. В то-же время 129 тысяч семей, составлявшие 83% всего сельского населения владели 61% земель, или по 1, 8 га на семью. Промышленность к 1940 году составляла 18% всего национального дохода. Рабочих в стране было меньше 15 тысяч. Заводы скорее напоминали мелкие цеха. На крупнейшем из них - пивном в Корче трудились 60 рабочих. Рабочий день на шахтах и нефтепромыслах продолжался 14-16 часов, плата у рабочих была в 2-3 раза меньше, чем у итальянцев, работавших там-же. На вооруженные силы, королевский двор и чиновничество шло 80% бюджета страны.

Горские нравы

Албанские нравы весьма схожи с нравами горцев Кавказа. Видимо, все горцы мира похожи друг на друга - ландшафт накладывает отпечаток. XIX век был временем больших социально-политических потрясений для албанцев. Именно тогда в колоссальных размерах распространился обычай кровной мести, который был по официальным данным коммунистического руководства страны искоренен лишь в конце 50-х годов нынешнего века. Месть считалась тяжелой, но неизбежной моральной обязанностью. Мстили по принципу 1-1, но часто это соотношение не соблюдалось. Обычное албанское право считало (а законы Порты в горах не действовали), что убийство в порядке кровной мести или за проступок, обязательное с точки зрение общественной морали, открывающее цепь кровомщений ненаказуемо. По всей стране в целях самозащиты стали строиться высокие укрепленные башни-кулы, которые сродни кавказским. Объектами мести со стороны “кровников” могли стать все мужчины, включая грудных младенцев, жившие с убийцей под одной крышей. А стать убийцей было весьма просто, так как понятие “поруганная честь”, требовало мстить смертью за всякое оскорбление. Оскорбить же можно было и начав еду раньше гостя, и облизыванием посуды, как и скребением сковородки как хозяином дома, так и гостем в присутствии хозяина. Смертью должно было караться и нанесение побоев чужой женщине или ребенку. Правда, на кровную месть были весьма жесткие ограничения. Запрещалось совершать отмщение в собственном доме, в доме третьего лица, в общественном месте, иногда на проезжей дороге. После совершения “возмездия” мститель обязан был собрать на обед друзей и объявить о своем поступке, дабы ответная месть не пала на другого. После убийства полагалось 24 часа перемирия (беса). Просить ее - право, давать - обязанность. За убийство можно было дать выкуп. Иногда примирение кровников организовывалось иезуитами, которых в горах боялись. Обычное право было записано, и следовали ему неуклонно. Была велика роль следящих за его соблюдением старейшин. Старожилы в 50-х годах нашего века вспоминали: “Парши (старейшины) были правительством, правительства ведь кроме них не существовало”.