Смекни!
smekni.com

Билеты по политологии (стр. 1 из 7)

1. Объект, предмет и методы политологии

Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика. Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами. Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности. Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований. Методы исследования в политологии: • институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; • исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего; • поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица; • системный – политика как целостное общественное явление; • нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; • сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений. Функции политологии: • познавательная – исследует и объясняет политические процессы; • инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; • прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; • воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

Политическая мысль Древнего Востока, античности и средневековья

4 Политическая мысль Древнего Востока. Египет.(III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия. Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки. Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов. Китай (V в.до н.э. )Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность , которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия. 5 Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Характерные черты: • постепенное освобождение знаний о политике от мифологии; • возникновение классической философии; • формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления. Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль. Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные : тирания, олигархия, демократия. Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского. 6 Политическое учение Средневековья. Характерные черты эпохи: • формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями; • обоснование приоритетов церкви над государством в политике; • теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира. А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия. М. Подуанский(1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской. В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.

Политическая мысль Возрождения и Нового времени

7 Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации XIV-XVI вв. Характерные черты: 1. освобожд полит мысли от теологии, становление гражданской концепции полит власти; 2. обоснование принципа реализма в политике; 3. разработка идеологии сильного централизованного государства; 4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя. 1517г. в Германии М. Лютер создает основные идеи реформации и таким образом возникает новое течение в христианстве – протестантизм. М. Вебер считал, что протестантская этика способствовала развитию «духа капитализма». Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. которые ставят вопрос о ликвидации частной собственности, имущественного неравенства, что является главным источником конфликтов, преступности, паразитизма в обществе. Макиавелли (1469-1527 гг.). "Го¬сударь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы. Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета государства. 8 Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США. Характерные черты: 1. разработка концепций общественного договора; 2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие; 3. формирование концепций, прав человека и гражданина; 4. материалистическое объяснение государства, политики и права; 5. формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии; 6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма. Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей; Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика. Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии. 40-е годы XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс обосновали материалистическое понимание , разработали учение об общественно-экономических формациях.

Власть: понятие и основные компоненты

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

— это вид управления, регулирования и контроля, способность распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

— это средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

— несомненен волевой характер власти, благодаря ей действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

— власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение ее регулирования и контроля.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;