По мнению российского политолога В. Пастухова, «клановость» — это «дополитическое состояние власти, которая еще не способна выразить общий (“публичный”) интерес, которая не интегрирует внутри себя этот публичный интерес путем “перегонки” частных интересов посредством политических институтов» [6, 129 ]. Пример большинства постсоветских государств, в том числе России и Казахстана, показывает, что «клановость», являясь основным принципом элитообразования, приводит к формированию моноцентричной, неконкурентной правящей элиты, в которой персонифицированные, неформальные отношения доминируют над институциональными. Справедливости ради нужно отметить, что подобная система формирования и функционирования элиты в?переходных условиях может играть стабилизирующую роль, но одновременно с?этим ведет к?коррупции и деградации правовых механизмов формирования элиты.
Несмотря на достаточно похожие процессы элитообразования, в России и Казахстане характер деятельности политической элиты Республики Казахстан значительно отличается от характера деятельности российской элиты.
Во-первых, в отличие от российской политической элиты правящая элита Республики Казахстан начала свою деятельность не с политической модернизации, а с экономических преобразований — пенсионной, банковской реформ и др. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так определял приоритеты реформ: «На первом месте развития государства должна стоять экономика, а потом политика» [8, 383 ]. В данном случае ориентиром для элиты Казахстана при проведении экономических, а затем и политических преобразований стала модель развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, Южной Кореи, Таиланда, Малайзии и Сингапура). Опыт данных стран доказывает, что только сильное государство является главным и наиболее эффективным фактором экономической модернизации.
Более того, сложный системный характер принятия политических и социально-экономических решений требовал особого внимания к кадровым и интеллектуальным ресурсам правящей элиты. Поэтому совершенствование системы образования стало для политической элиты Республики Казахстан важнейшим приоритетом. Казахстанская молодежь в рамках президентской программы «Болашак» обучается в тридцати странах дальнего и ближнего зарубежья и составляет серьезный кадровый резерв политической элиты [Там же, 389 ]. В результате можно сказать, что за постсоветские годы в Казахстане постепенно формируется новая правящая элита. Основной же характеристикой новой казахстанской элиты, по мнению целого ряда экспертов, является «ее высокая моральная и интеллектуальная гибкость при перманентных модернизациях, что позволяет стабильно развиваться государству и обществу — без ярких успехов, но и без явных провалов» [2].
Во-вторых, правящая элита Казахстана формирует качественно новые подходы к государственному управлению. Одной из важнейших составляющих деятельности политической элиты Казахстана является стратегическое планирование. Например, в Казахстане реализуется уникальная для постсоветского пространства стратегия развития страны — «Казахстан-2030», подготовленная в 2005 г. экспертным коллективом Института национальной стратегии. В рамках данной программы президент Казахстана Назарбаев поставил перед страной цель — «войти в число 50 наиболее развитых стран с высокими стандартами жизни для граждан» [8, 383 ]. За последние три года ВВП на душу населения страны удвоился — с 3, 7 тыс. долларов в 2005 г. до более чем 7 тыс. долларов в 2007 г. (для сравнения: ВВП на душу населения в России на 2007?г. составил менее 7 тыс. долларов) [Там же, 382 ]. При решении задач данной программы упор делается не на топливно-энергетический сектор и высокие цены на экспортируемые энергоресурсы, а на опережающее развитие инфраструктуры, создание новых отраслей хозяйства, привлечение крупных инвестиций и масштабной модернизации экономики. При этом Казахстан — единственная страна из бывшего СССР, где есть потенциал увеличения добычи нефти с уже действующих и разведанных месторождений, а соотношение запасы/добыча значительно превышает общемировые показатели.
Нефть: запасы, добыча, потребление (посостояниюнаконец 2007?г., % отобщемировогоуровня)*Регионы/страны Доказанные запасы Добыча Потребление Соотношение запасы/добыча
Весь мир 100
(168, 6 млрд т) 100
(3, 9 млрд т) 100
(3, 95 млрд т) 41, 6
Россия 6, 4 12, 6 3, 2 21, 8
Азербайджан 0, 6 1, 1 0, 1 22, 1
Казахстан 3, 2 1, 8 0, 3 73, 2
*Источник: BPStatisticalRev. ofWorld Energy. June 2008. BP, 2008 [7, 10 ].
Следует отметить, что в последнее время проблема стратегического управления широко обсуждается и в России, как на уровне политического руководства, так и в экспертном сообществе. Основу стратегии развития современной России, по мнению президента РФ Д. А. Медведева, составляют инвестиции, инфраструктура, институты, инновации и интеллект. Вместе с тем реализация фундаментальных изменений экономической и социальной структуры нашего общества предполагает инновационный характер деятельности правящей элиты и прежде всего модернизацию системы ее рекрутирования. Инструментом такой модернизации должна стать система формирования инновационного элитного резерва на всех уровнях власти, а в перспективе и новой элиты, способной решать новые типы управленческих задач.
Как представляется автору, при формировании резерва управленческих кадров, совершенствовании системы рекрутирования элиты важно изучать опыт не только западных, но и постсоветских государств. Поэтому процессы трансформации политической элиты в Республике Казахстан представляют огромный интерес для современной России, особенно с учетом вовлеченности обеих стран в интеграционные процессы.
Список литературы
1. Абуева Н. А. Система рекрутизации казахстанской политической элиты в условиях модернизации государственного управления // PRO NUNC: Современные политические процессы. Вып. 8. Политические элиты в условиях электорального формата трансформации власти / ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2008.
2. Ашимбаев Д. Кадры решают все, или Элита Казахстана за десять лет // UA 16 декабря 2003 г. URL: http://dialogs. Org. Ua/crossroad_full. Php? M_id=400
3. Гаман-Голутвина О. В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. № 3.
4. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.
5. Кадыржанов Р. К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. Алматы, 1999.
6. Пастухов В. Б. Медведев и Путин: двоемыслие как альтернатива двоевластию // Полис. 2009. № 6.
7. Современные глобальные проблемы мировой политики / под ред. М. М. Лебедевой. М., 2009.
8. Солозобов Ю. М. Политический транзит в Казахстане: без заимствований и революций // PRO NUNC: Современные политические процессы. Вып. 8.