Как нам кажется, уличная акция является ключевым элементом деятельности любой молодежной политической организации. Однако среди рассматриваемых нами групп именно старший по среднему возрасту ЛФ отходит от уличной деятельности, уделяя большее внимание «интеллектуальной» работе.
Направленность группы проявляется в ее имидже. Так, АКМ и СКМ представляют собой два варианта построения «юношеского» объединения: в случае АКМ это «мужская группировка», где большое значение придается экстремальной деятельности; СКМ – более «респектабельная» группа, настроенная на «узаконенную» деятельность в рамках «взрослой» партии. Соответственно, формируется дресс-код групп: у АКМ велик интерес к военной эстетике, у СКМ – к «комсомольским» костюмам (см. п.10).
Формирование дресс-кода как отражения субкультурных ценностей – закономерность, общая для молодежных суб-культур[4][117].
Говоря о субкультурных имиджах, можно отметить в стилистике СКМ и особенно АКМ наличие черт, сопоставляющих их именно с молодежными субкультурами. Такова, в частности, практика личных прозвищ, которые (см. п. 14) типичны прежде всего для АКМ, потом для СКМ, и в последнюю очередь для ЛФ.
Как уже говорилось в статье, наблюдается зависимость гендерного состава групп (см. п. 7) от ряда факторов: специфики деятельности, уровня образованности участников, степени радикализма и т.д. В меньшей степени девушек привлекают сообщества, построенные по принципу «мужской группировки». В этих сообществах высок уровень нормированной агрессивности, высока степень уличной активности, высоко ценятся стандарты брутальной маскулинности и эстетика воинственности. Доля девушек в группах уменьшается с уменьшением образовательного уровня участников группы (повышение образовательного уровня в свою очередь коррелирует с повышением возраста). Доля девушек в группах уменьшается с увеличением радикализма, «революционности» группы.
Для сравнения, «мужские» группы с высокой степенью агрессивностью типичны для ультраправой части молодежного политического спектра[5][118]. Девушек здесь крайне мало, они либо являются личными подругами парней, либо склонны копировать мужские стереотипы поведения и внешнего вида. Сходная гендерная композиция наблюдается и в других объединениях подобного типа, например, у спортивных фанатов, байкеров.
Впрочем, возможны исключения из правила. Так, членство в Национал-большевистской партии предполагает высокую экстремальность, уличную активность, боевитость; согласно отмеченной выше закономерности, эта группа должна бы быть максимально маскулинной. Тем не менее, в НБП много (около 30%) девушек; мы объясняем это тем, что в НБП отлично (прежде всего, усилиями ее вождя Э. Лимонова) разработана эстетическая концепция, что позволяет воспринимать партию не просто как уличную «боевую» группировку, но как стильное сообщество.
Подводя итоги, отметим, что три рассмотренные группы в силу различий в своих параметрах дают широкий спектр предложений для молодежи, которая склонна к деятельности в коммунистическом дискурсе. Решая собственные задачи возрастного развития, юноши и девушки могут выбрать группу по вкусу, группу, соответствующую собственной индивидуальности и собственным интересам. Данная закономерность (создание широкого спектра предложений для решения задач возрастного развития) справедлива и для всей совокупности молодежных политических групп в целом и, более широко, для всей совокупности существующих в обществе молодежных субкультур.