Идеология универсального мирового порядка может быть выработана только совместными усилиями ученых, деятелей культуры, политиков и дипломатов разных стран. Тогда она станет надежной базой безопасности для всех, укрепит основы мировой стабильности 8 . Ряд российских авторов (М. Делягин, Б. Ерасов, В. Кувалдин, А. Кокошин, В. Ковалев, М. Четков, А. Володин, Г. Широков, В. Сокаленко) исследуют проблемы глобализации и ее последствия для мира и России. Среди наиболее важных компонентов глобализации, на наш взгляд, они справедливо выделяют то, что, во-первых, глобализация — это формирование глобальной экономической системы, т. е. все большее расширение и углубление международных связей в сфере производства и обращения, финансов, инвестиций и новых технологий. При этом основу такого расширения и углубления связей составляет развитие информационных и телекоммуникационных технологий. Во-вторых, глобализация — это нарастание неустойчивости и неравномерности развития мира в целом из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни между странами, в которых проживает «золотой миллиард», и остальным человечеством. В-третьих, глобализация — это усиление тенденции к универсализации цивилизованных и культурных параметров стран, стремление к своеобразной «вестернизации» мира с насаждением соответствующих моральных и нравственных ценностей, сформировавшихся в Новом Свете. В-четвертых, глобализация — это реализация стремления человека к максимальному увеличению своей свободы от экономических, политических и прочих обстоятельств окружающего мира, выход социально-экономической деятельности человека за пределы государственных границ.
Военно-политическим содержанием глобализации является расширение НАТО, которое происходит в два этапа.
Первый этап.Центральный элемент выдвинутой еще Б. Клинтоном внешней политики США: восстановление американского лидерства, экспорт стабильности и демократии в Восточную Европу, приветствие расширения НАТО из-за страха перед возрождением российской угрозы (расширение НАТО было центральным элементом избирательной платформы республиканцев в 1994 г. Президент Б. Клинтон перехватил этот тезис у республиканцев); превалирование американской силы.
Второй этап.Те факторы, которые объясняли политику расширения НАТО в 90-х гг. XX в. и сегодня присутствуют: факт политической инерции; расширение продолжает пользоваться благосклонностью Республиканской партии; фактор неприязни к России; трансформация НАТО в клуб дружественных европейских демократий.
«Новая доктрина», зафиксированная в стратегической концепции Североатлантического союза, исходит из того, что у НАТО исчезли в Европе противники, но, несмотря на это, настаивает на развитии «особого характера европейской безопасности и оборонной роли» (п. 2 и 3). Суть «особого характера» проста: НАТО будет определять необходимые меры безопасности, выбирать врагов этой безопасности. Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то, согласно концепции, сохраняется «довольно большая неопределенность в отношении будущего и некоторая угроза безопасности» (п. 6), которая является «многогранной и имеет многостороннюю направленность» (п. 9). За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто этому блоку покажется неугодным и опасным.
Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Вслед за заявлением США о том, что весь мир является зоной их «жизненных интересов», аналогичную позицию занимает и НАТО. Пункт 13 стратегической концепции четко определяет глобальные интересы этого блока: 1) распространение оружия массового поражения; 2) нарушение потока жизненно важных ресурсов; 3) акты терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто-то будет сопротивляться такому порядку, саботировать его или бороться против него, то для них и сохранена военная дубина блока. «Новая доктрина», по сути, подтверждает агрессивную сущность НАТО, но теперь уровень претензий достигает всемирного масштаба. Осталось только устранить последних «непокорных» в Европе. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкций Совета безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. НАТО своей агрессией против Югославии 24 марта 1999 г. разрушила существовавший мировой порядок, попрала дух и букву всех документов, касающихся проблем мира и безопасности, в том числе Устава ООН, Декларации о праве народов на мир, Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него.
Опыт американской истории показал, что за 1787—1989 гг. США только 5 раз формально объявляли войну (а конфликтов за этот период было 208). Коренным образом изменился баланс сил в Европе на границах Российской Федерации. Решение о свертывании баз во Вьетнаме и на Кубе, сокращение российских миро-творческих контингентов в Боснии и Косово, уменьшение российского военного присутствия в Закавказье и Приднестровье, присутствие Пентагона в бывших советских республиках, сближение с НАТО, дрейф в сторону уступок США в отношении договора по ПРО воспринимаются обществом весьма настороженно и противоречат интересам национальной безопасности России. После распада СССР и роспуска организации Варшавского договора все договоренности вели к тому, что НАТО должна была трансформироваться и отказаться от своих военно-блоковых функций. Однако расширение НАТО на Восток и превращение ее в доминирующую военно-политическую силу в Европе создают угрозу для России. И этот вывод зафиксирован в Концепции национальной безопасности и в военной доктрине Российской Федерации.
В этих условиях основой обеспечения национальной безопасности РФ от внешних военных угроз в ближайшей перспективе будет стратегия ядерного сдерживания. Она заключается в угрозе применения ядерных сил против любого агрессора в масштабе, обеспечивающем нанесение ему заведомо неприемлемого ущерба. При этом мера ущерба должна исключать провоцирование агрессора и неоправданную экспансию и применение ядерных сил. Сегодня ни одно из государств СНГ не обладает достаточной военной мощью для самостоятельного отражения крупномасштабной агрессии. Только тесное военное сотрудничество может обеспечить решение данной проблемы. С момента распада СССР зафиксировано более 164 вооруженных конфликтов, территориальных споров и претензий, которые привели к гибели многих тысяч людей, к огромным материальным и духовным потерям. По данным депутатов Госдумы РФ более 600 тыс. человек погибли за последние пять лет в межнациональных конфликтах на территории бывшего СССР, прямой материальный ущерб оценивается суммой в 15 млрд долл 9 .
По данным Международного института исследования проблем мира в последние десятилетия ХХ в. произошло почти 120 вооруженных конфликтов. Они затронули 80 стран, унесли жизни почти 6 млн человек, спровоцировали огромные миграционные процессы примерно 300 млн мирных жителей 10 .
Международный терроризм и сопряженные с ним контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, этнорелигиозный экстремизм, незаконная миграция превратились в один из основных факторов, подрывающих безопасность не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Международный терроризм опирается на поддержку экстремистских организаций и некоторых государств, получает от них финансовую помощь, современное оружие, средства связи. Наличие доступа к видам оружия массового уничтожения выходит на первый план и приобретает особое значение в решении проблемы терроризма. В этих условиях Россия в новом мировом порядке формирует систему безопасности под влиянием национальных интересов государства и предотвращения угроз со стороны любого агрессора 11 .
Описание положения России в современном мире, а также ее интересов дано в нынешней редакции Концепции национальной безопасности и вполне приемлемо. Так, в первом разделе «Россия в современном мире» констатируется наличие двух противоположных тенденций формирования многополюсного мира: снижение значения военно-силовых факторов в международных отношениях, с одной стороны, и формирование системы международных отношений, основанной на «доминировании сообщества развитых стран при лидерстве США», — с другой. Обе тенденции присутствуют и сегодня. Необходима работа по корректировке законодательства о борьбе с терроризмом, военной доктрины РФ, укреплению союза России и Белоруссии.
Правильное понимание сущности национальных интересов России позволяет сформулировать цель государственной политики в области национальной безопасности. Это официально принятая (декларируемая) установка высших государственных органов (Президента, Федерального собрания, Правительства), определяющая направление усилий всех государственных институтов власти для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации.
Приоритетными направлениями обеспечения безопасности государства в военной сфере, на наш взгляд, являются проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию возможных внешних военных угроз, создание необходимого оборонного потенциала и механизма его использования.
Материал поступил в редакцию 29.11.2006 г.
Список литературы
1 См .:Нuntingtоп S. Т he Lonely Superpower // Fо rе ign А ttairs. 1999. Маrсh—Арr. Р. 35.
2Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980. С. 85.
3 См.: Ноffтап S. Рrimaсу of Wоrld оrder. N. Y., 1980;Нuntington S. А merican Ро litias: the Рго micy о f Disharmony. Саmbridge, 1981.
4Иванов Л. Г. Россия на пороге нового тысячелетия // Великая Россия. 1999. № 1.
5Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 737, 859.
6 См.: Internationfl Affairs. 2002. Мау—Junе. Р. 46.
7 См.: Строев Е. Вызовы времени и наш ответ // Российская Федерация сегодня. 2001. № 11. С. 18.
8 См.: Обращение российских ученых // Сов. Россия. 2003. 18 янв.
9 См.: Независ. газ. 2001. 28 июня.
10 См.: Плотников Н. Такая горячая планета // Новое военное обозрение. 2000—2001. № 49.
11 См.: О безопасности: Закон Российской Федерации Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Рос. газ. 1992. 9 марта.