Смекни!
smekni.com

Практики формирования биографического нарратива персонажа в предвыборном дискурсе (стр. 3 из 3)

Отметим, что в данном случае персонаж себя оценивает как взрослого человека не с момента поступления на работу на завод, а с момента рождения ребенка. Семья и первый ребенок — вот та ответственность, которая превращает юношу в мужчину.

Любовь с первого взгляда и навсегда, верность жене, работа на благо семьи, успехи в учебе и первые шаги по карьерной лестнице — так создается образ идеального мужа и целеустремленного человека и вместе с тем положительный образ кандидата на выборный пост.

Элемент 4 — трудовые достижения.В героическом мифе герой совершает подвиги, будучи уже зрелым человеком, он преодолел все испытания юности, и настало время настоящих достижений. По нашим наблюдениям, достижения персонажей в биографическом нарративе можно отсчитывать с того момента, когда они становятся семейными людьми и начинают осознанно делать карьеру. Здесь можно выделить общие, типичные для всех кандидатов достижения, которые тематически делятся на две группы: карьерный рост и способность кандидата справляться с испытаниями в переломный для общества период — годы перестройки.

Традиционно описывается и удачное начало карьеры. Текст «Улицы разбитых фонарей» рассказывает об удачном профессиональном старте следователя Сергея Грибоедова, кандидата в депутаты Государственной думы:

В первом моем деле фигурировала неизвестно кем сбитая бабушка. Сама она следствию помочь ничем не смогла: лежала в реанимации. Тем более что даже не успела заметить машину, которая ее сбила. В больницу пострадавшую привезла «скорая». Я сломал голову, разгадывая этот ребус. Снова и снова прокручивал в уме ситуацию, которая привела к ДТП. Потом все-таки нашел ответ: бабушку сбила та самая «скорая», что затем транспортировала ее в больницу. Водитель убедил пассажира-врача придумать некую машину, которая якобы была виновата в ДТП (АиФ-Урал. 2001. № 8).

Юрий Осинцев так рассказывает о начале карьеры:

Пришел инженером-технологом в техбюро цеха. Десятками выдавал рацпредложения. Некоторые до сих пор работают. Выиграл конкурс научно-технического творчества молодежи… Потом меня назначили начальником участка. Это пять бригад, 100–120 человек, две смены. Один из основных сборочных цехов завода. Все негабаритное, уникальное оборудование у нас собиралось и грузилось. Например, самые больше в мире конус и чаша для Криворожского меткомбината (Юрий Осинцев: от первого лица // Наша газета. 2003. 7 нояб.).

Любопытно, что удачное начало карьеры может реализоваться по-разному, для кого-то удача в работе сопряжена с неожиданностью, вмешательством внешних сил: я был назначен директором. Но для многих успех первых лет работы — результат собственного труда, предварительной подготовки, хорошей учебы в вузе, знания основ производства. Победу в первом карьерном испытании персонажам может принести и обладание некоторыми личными качествами: смекалкой, умением решать сложные задачи.

Вот еще одна черта характера, которая способствовала тому, чтобы будущий кандидат стал руководителем:

Понимаете, я привык работать на результат. Если за что-то берусь, то мне нужно, обязательно нужно довести дело до конца. Помню, когда я впервые стал руководить цехом на заводе «Уралтрансмаш», у меня были внутренние обязательства вывести его в передовые, а иначе вообще зачем за это дело браться? И вывел. В результате меня гоняли по заводу с одного цеха на другой четыре раза (Аркадий Чернецкий: с галстуком и без // Урал. рабочий. 2003. 4 дек.).

Перфекционизм, стремление к выполнению взятых обязательств, профессионализм, умение трудиться — вот черты персонажей, которые работают на создание положительного образа. Предполагается, что представители электората хотели бы видеть на руководящем посту человека, которого можно охарактеризовать как грамотного руководителя и хорошего, ответственного работника.

Типичная характеристика для всех персонажей-кандидатов — описание достижений, связанных с умением принять социально-экономические перемены в стране: перестройку, период реформ.

В текстах часто отмечается, что предпосылки возможного кризиса советской государственной системы были заметны уже в начале 1980-х годов:

…Что делать, тогда не знал, пожалуй, никто. Я в силу своего характера все же пытался предлагать какие-то нестандартные решения. Помню, мне здорово попало, когда на одном важном совещании я предложил подумать о введении как бы многопартийности в комсомоле, то есть создать в стране вместо одной две-три молодежных организации по интересам: спорт, культура, политика. Это сейчас кажется — ну предложил и предложил, подумаешь, делов-то. У нас вон сегодня одних только партий больше пяти десятков, а тут молодежные организации. Но в то время все было по-другому. Меня начали критиковать за волюнтаризм, оппортунизм и т. д. <…> В 1989 г. состоялись первые альтернативные выборы. Это было время, когда у кандидатов не было денег на агитацию, их не раскручивали политологи, как сейчас, люди оценивали нас по реальным заслугам. Главными критериями были профессиональные качества и порядочность. Было 8 претендентов, я выиграл и стал депутатом Орджоникидзевского районного совета, через год меня выбрали председателем комиссии и членом президиума райсовета. Ну а с 1994-го по 2000-й годы останавливалось производство, никто не платил налоги, предприятия сбрасывали социалку муниципалитету, я проработал главой администрации Орджоникидзевского района (Сергей Черкасов: быть, а не казаться // Регион. 2003. 24 нояб.).

Описанный в отрывке период охватывает почти все 1980-е годы. Подчеркнуто, что персонаж искренне стремится изменить положение, как ему кажется, в учшую сторону: сначала предлагает реформу комсомола… в силу своего характера, т. е. он не может не действовать, если видит изменение ситуации в худшую сторону. Судьба персонажа меняется вместе с судьбой страны: он становится депутатом, честно победив на первых демократических выборах своего района.

О том, как перемены в стране круто изменили жизнь Олега Гусева, кандидата на пост мэра Екатеринбурга, он сам говорит в предвыборном интервью:

…Старая система, в которой человек имел минимальные социальные гарантии, рушилась и начиналось время «беспредела», — вспоминает Олег Андреевич, — Наш завод стал умирать… Я понял, что надо как-то устроиться в новой жизни. <…> Представляете, я сделал в 17 лет сознательный выбор, выбрал жизненный путь, получил профессию, отработал 4 года — и вдруг стало ясно, что все нужно начинать сначала, что заново надо выбирать профессию и заново всему учиться. Для зрелого человека это вообще невозможно. Многие мои товарищи так и остались на ЗИКе. Я же понял, что надо как-то пытаться устроиться в новой жизни. Иначе как инженер я дисквалифицируюсь и в жизни ничего не добьюсь. Я решил просто начать все заново, выбрал новую профессию, стал учиться… Я начал читать книги по финансам, устроился работать в банк (Олег Гусев: «Я всегда добиваюсь поставленной цели» // Урал. характер. 2003. 7 дек.).

Здесь мы также видим, что с разрушением старой системы герой был вынужден перестраивать свою жизнь: заново учиться, менять профессию, осваивать новые масштабы действий: Гусев стал сразу мыслить по-крупному и сказал, что надо делать банк.

Итак, во всех биографических нарративах видно, как перестройка — эпохальное событие в социально-экономической жизни России — проявила лучшие качества персонажей.

Человек действия — вот кого обычно хотят видеть избиратели на месте кандидата на выборный пост. Биографические истории с продуманным отбором социально значимых эпизодов, подчеркивающих яркие черты характера, характеризуют кандидатов только с лучшей стороны. Большая часть событий из жизни кандидата реализует традиционные, общепринятые социальные нормы и правила.

Представленные биографии построены таким образом, что события в жизни кандидата тесно связаны с тем, что происходит в стране, с переменами в жизни всего общества. Надо сказать, логика, которая вписывает частные факты, личные истории в социальный контекст времени, присуща журналистскому дискурсу в целом.

Итак, мы выделили следующие элементы биографического нарратива в предвыборном дискурсе, схожие со структурными элементами героического мифа: «родители» — «детство и юность героя» — «брачные и семейные испытания» — «трудовые достижения». Последний элемент мифа — «смерть героя» — в рамках предвыборной кампании выглядит абсурдно.

Анализ данных предвыборных текстов показал, что подобные устойчивые схемы выявляются как раз на уровне дискурса, а не в рамках анализа отдельных текстов. Проанализированные нами тексты относятся к разным жанрам: это интервью-диалоги и интервью-монологи, очерки, зарисовки, сухие биографические справки и др. Категория жанра тесно связана с оформлением целостности, завершенности текста. А нарратив, как мы видим, не обязательно связан с границами текста. Многие нарративные цепочки не заключены в границы одного текста. Поэтому мы можем утверждать, что реализация нарратива не имеет устойчивой зависимости от жанра газетной публикации.

Мы выявили, что практики построения положительно-оценочного биографического нарратива в предвыборном дискурсе реализуют относительно устойчивую структуру из повторяющихся элементов-эпизодов.

Список литературы

1 Современный философский словарь / Под общ. ред. проф. В. Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт н/М; Париж; Люксембург; Москва; Минск, 2004. С. 414.

2 О теории нарратива см.: Рикер П. Время и рассказ продолжается. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб., 1998; Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ–ХХ вв. М., 1987. С. 387–422; Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928; Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

3 См.: Фуко М. Археология знания. Киев, 1996; Кожина М. Н. Дискурсный анализ и функциональная стилистика с речеведческих позиций // Текст — Дискурс — Стиль: Сб. науч. ст. СПб., 2004. С. 9–41; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.

4 См.: Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 47–97; Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург, 2000.

5 Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1990. С. 634–640.