За два года до окончания шестой пятилетки принято решение о переходе на семилетнее планирование, которое, по мнению руководства, позволило бы более полно учитывать «перспективные требования и возможности роста производства» [Артемов, 163]. В Контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 гг., утвержденных XXI съездом КПСС, внедрение достижений науки в производство становится одной из основных задач [см.: КПСС в резолюциях, IX]. В качестве важнейшего направления экономического развития выделяют внедрение комплексной механизации и автоматизации в производство, получившее отражение в Общей программе автоматизации во всех отраслях промышленности [Там же, 335— 336].
Большое внимание в решениях XXI съезда уделялось вопросам использования современных вычислительных машин в управлении производственными процессами. К концу 1950-х гг. созданы такие модели, как МЭСМ, «Минск-1», «Урал-1», «Урал-2», «Урал-4», «М-2», которые обладали более совершенными техническими характеристиками в сравнении с первыми отечественными моделями ЭВМ. В 1958 г. в серийное производство запустили БЭСМ-2. Если в начале 1950-х гг. ЭВМ «М-2» и «Стрела» выполняли до 2 тыс. операций в секунду, то к концу 1950-х гг. ЭВМ «Киев», «БЭСМ-2» — 6— 10 тыс. операций в секунду [см.: Норенков, 4— 5].
Одновременно разворачиваются работы по использованию вычислительной техники для решения различных практических задач, в том числе инженерных, основанных не только на арифметических расчетах, но и на логических операциях. К середине 1950-х гг. накоплен успешный опыт использования вычислительной техники в военном секторе, где был создан Вычислительный центр Министерства обороны СССР. К военным разработкам имел отношение и Вычислительный центр Академии наук СССР. Здесь разрабатывались программы пуска первых баллистических ракет дальнего действия, программы запуска искусственных спутников Земли.
Не остались в стороне и другие сферы производства. Активно шли работы по автоматизации технологических процессов, в частности по внедрению системы «Сталь-1» для автоматического управления раскроем стали [Полная история…]. В Вычислительном центре Министерства обороны СССР в конце 1950-х гг. разрабатывается идея о возможности использования электронной вычислительной техники для автоматизации процессов контроля планирования [см.: Поспелов].
На этой волне происходит реабилитация кибернетики, заклейменной во времена Сталина «буржуазной наукой». Большую роль в этом сыграли руководитель Вычислительного центра А. И. Китов и его соратники. В 1954— 1964 гг. были организованы ряд семинаров по кибернетике, которые стали центром по координации кибернетических исследований в СССР [см.: Гаазе-Рапопорт]. Они способствовали более глубокому пониманию руководством страны значимости и необходимости развития кибернетических исследований, а также «использования основного средства кибернетики — электронных математических машин в науке и народном хозяйстве» [Там же, 445].
Важно, что на семинарах и конференциях, посвященных проблемам кибернетики, убедительно доказывали, что эта наука необходима не только для военных целей, но и для успешного развития всей экономики СССР. Так, в ходе обсуждений и дискуссий в стране формируется новое научное направление, ориентированное на изучение закономерностей процессов управления в различных системах. Легализацию кибернетики и признание ее роли в научно-техническом преобразовании общества можно рассматривать как важнейшую предпосылку массовой автоматизации, которая развернулась в последующие годы. Кибернетика стала наукой об управлении, связи и переработке информации в машинах и живых организмах.
В 1959 г. при Президиуме АН СССР создан Научный совет по кибернетике. Его возглавил академик А. И. Берг. Его назначение не было случайным: научная деятельность академика и исследования были непосредственно связаны с проблемами автоматизации управления народным хозяйством на базе применения ЭВМ [см.: Академик А. И. Берг].
Одной из задач Научного совета стало рассмотрение предложений о создании в стране системы автоматизированного административного и экономического управления на основе ЭВМ. С таким проектом в 1959 г. выступил руководитель Вычислительного центра Министерства обороны СССР А. И. Китов, который представил в ЦК КПСС доклад, где сформулированы задачи и основные этапы работ по автоматизации процессов управления и обработки информации в главных сферах экономики (государственное планирование, статистика, область материально-технического снабжения и другие области). Этот доклад был одобрен и получил отражение в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР (например, в 1959 г. «Об ускорении и расширении производства вычислительных машин и их внедрении в народное хозяйство»).
В своем докладе А. И. Китов выдвигает идею создания единой государственной территориальной сети информационно-вычислительных центров с единым управляющим центром. Такие вычислительные центры должны были обеспечивать внедрение научных методов организации управления и средств автоматизации на предприятия и в учреждениях определенных районов. Территориальная сеть предполагала трехуровневую структуру: сначала на предприятиях и в департаментах, затем на региональном уровне и потом на общегосударственном уровне, создавая тем самым единую унифицированную государственную сеть информационных и компьютерных центров, которые могли обслуживать предприятия.
Вслед за идеей А. И. Китова видный советский экономист академик Академии наук СССР В. С. Немчинов представляет проект использования электронных вычислительных машин в обработке экономической информации. Он предлагает построить в крупных городах СССР государственные вычислительные центры для сотрудников различных экономических учреждений. Главной целью этого проекта становится доступность вычислительной техники для решения экономических задач.
Появление проектов А. И. Китова о создании сети вычислительных центров и Немчинова — о создании единой системы вычислительных центров для обработки экономической информации способствовало тому, что обсуждение проблем автоматизации управления поднимается на новый уровень. Это, в частности, нашло отражение в документах XXII съезда КПСС в 1961 г. Принятие новой Программы КПСС, нацеленной на построение коммунистического общества, выдвигало на первый план задачи ускорения экономического развития советского общества, и автоматизация в контексте этих задач рассматривалась в качестве основного инструмента повышения эффективности планирования и контроля производства, а значит, совершенствования управления [см.: КПСС в резолюциях, IX].
Материалы XXII съезда КПСС представляют интерес и с другой стороны: в них достаточно отчетливо проступает формирующееся в обществе и в его управленческой верхушке отношение к ЭВМ как «чудесному» средству, позволяющему решить все вопросы и проблемы экономики. Этому во многом способствовали успехи автоматизации 1950-х гг. Они будили воображение о безграничных возможностях техники, ее влиянии на преображение жизни общества. С чудесной техникой подсознательно связывали возможность преодоления экономического спада, который стал очевидным к началу 1960-х гг. Планы семилетки не были выполнены, снижение темпов прироста промышленного производства сопровождалось усилением социальной напряженности, что заставляло искать способы смягчения кризисных явлений.
Отягчающим фактором стал новый виток холодной войны, который пришелся на начало 1960-х гг. и был связан с резким ростом расходов на военную сферу. По данным Ю. В. Яременко, в 1960 г. военные расходы составили 4, 53 млрд руб., т. е. выросли по сравнению с 1957 г. на 54 % [цит. по: Ханин, 1991, 150].
В этих условиях в стране начинается работа по созданию при плановых и хозяйственных органах, а также при высших учебных заведениях и союзных Академиях наук вычислительных центров: в Госплане СССР, Госэкономсовете СССР, Центральном статистическом управлении РСФСР, Госплане Белорусской ССР, Академии наук Армянской ССР, Ростовском государственном университете, Уральском государственном университете им. А. М. Горького, при совнархозах и отдельных крупных промышленных предприятиях [см. об этом: Немчинов, 4]
Работы, проводимые в вычислительных центрах, были направлены на выполнение планово-хозяйственных расчетов, проведение различных научно-исследовательских и проектных работ, оказание помощи предприятиям по внедрению в их деятельность электронно-вычислительных машин. Так, например, вычислительный центр Ростовского государственного университета осуществляет плановые расчеты для таких организаций, как НИИ технологии машиностроения Ростовского совнархоза, НИИ электрификации и механизации сельского хозяйства [см.: Вычислительный центр…].
Кроме того, вычислительные центры использовались как научно-учебные базы по обучению специальностям «Вычислительная математика» и «Информатика». Создание вычислительных центров и оснащение производства новой техникой выдвигают новые требования к специалистам, потребовались операторы, программисты, инженеры, умеющие работать с новой техникой и проводить расчеты на ней. Именно поэтому в начале 1960-х гг. в высших учебных заведениях появляются новые кафедры по математическим методам анализа экономики, вычислительной математике, электронике.
За несколько лет своего существования вычислительные центры превратились в центры развития инновационных технологий и способствовали внедрению вычислительной техники в производственные процессы; кроме того, они сыграли немаловажную роль в подготовке новых кадров.
В начале 1960-х гг. начинается выпуск электронных вычислительных машин нового поколения, скорость которых составляла уже десятки тысяч операций в секунду, что обеспечивало возможность существенного расширения сферы применения новой техники. Росло и серийное производство ЭВМ (менее чем за десятилетие увеличивается количество произведенных вычислительных машин: так, например, если в середине 1950-х гг. выпускалось 7 машин ЭВМ «Стрела», 16 — «М-3», то в начале 1960-х гг. вычислительные машины начинают выпускать серийно: «БЭМ-2» — 67 машин, «Урал-1» — 183 машины) [см. подробнее: Норенков, 6]