С МАГАТЭ могут заключаться соглашения о гарантиях различного вида, такие как Соглашение о гарантиях, относящиеся к Договору о нераспространении, Эти соглашения требуют от неядерных государств предоставлять для проверки МАГАТЭ всю их деятельность, связанную с полным ядерным топливным циклом. Другие типы соглашений относятся к гарантиям на одиночных предприятиях. Гарантии МАГАТЭ по Договору о нераспространении ядерного оружия являются составной частью международного режима нераспространения и незаменимы в обеспечении осуществления Договора.
В настоящее время в МАГАТЭ состоит 146 государств[11]. Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция (General Conference) всех стран-членов, Совет управляющих (Board of Governors) из 35 человек, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.С 2005 года организацию возглавляет Мохаммед аль-Барадеи.
Выступая на конференции 2005 года, аль-Барадеи представил предложения по укреплению и ужесточению режима нераспространения. В частности, он предложил ужесточить действия Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО; ужесточить расследования и судебные преследования любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями; ускорить ядерное разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием; принять меры, направленные на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.
Ужесточение требований он объясняет тем, что в настоящее время около 40 стран в мире обладают потенциальной возможностью создания ядерного оружия. В мире существует настоящий «чёрный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения.[8]
3. Безъядерные зоны.
Предшественником общего Договора о нераспространении ядерного оружия стал региональный договор «О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском Бассейне» (Договор Тлателолко), подписанный в 1967 году, который впервые создал зону, свободную от ядерного оружия (ЗСЯО). После ратификации Кубой соответствующего инструмента в 2002 году, Латиноамериканская и Карибская зона, свободная от ядерного оружия, включает все государства данного региона.
В 1985 г. подписан договор Раротонга, объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана. На сегодняшний момент договор подписали 15 государств, в том числе Австралия и Новая Зеландия. США, присоединившиеся к данной конвенции, тем не менее не ратифицировали ее. Кроме традиционных запретов, в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а, кроме того, хранить радиоактивные отходы.
В 1995 г. была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 году). Кроме территорий самих государств, запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов.
В 1996 году безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба). Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Кроме того, введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны.[9]
В 1992 году Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, производить, владеть, получать, хранить, развертывать или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из международного Договора о нераспространении ядерного оружия и активизировала свои усилия по созданию атомной бомбы.
Кроме этого, существуют ряд международных соглашений, которые провозглашают безъядерными определенные части нашей планеты и ближнего космоса. Например, Договор о полном и всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный в 1996 году, запрещает любого рода ядерные испытания в любых средах (подземные, наземные, в воде, в воздухе и в космосе) и проводимые в любых целях, в том числе, и в мирных. Договор был подписан 44 странами мира, которые обладали ядерной инфраструктурой. Однако Индия, Пакистан и Северная Корея не подписали его, а США и Китай подписали, но не ратифицировали.
В 1959 году был заключен, а в 1961 году вступил в силу Антарктический Договор. Его подписали государства, имевшие в тот момент свои объекты на ледовом континенте (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР, США, Великобритания). Антарктический Договор декларировал, что континент Антарктида может быть использован лишь в мирных целях. В частности, в Антарктиде запрещено проводить ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы.
В 1967 году была заключена и вступила в силу конвенция об исследованиях и использовании ближнего космоса. Прилегающие к Земле районы космоса разрешено использовать только в мирных целях. Договор запрещает создание на земных орбитах и на Луне военных баз, сооружений и укреплений, проведение любого рода военных испытаний и военных учений. Страны-участницы обязались не выводить на земную орбиту любой объект, несущий ядерное оружие или любое другое оружие массового уничтожения. В 1971 году было заключено международное соглашение Договор о запрете на размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (в 1972 году вступило в силу), запрещающее установку на океанском дне ядерного оружия, а также структур, используемых для его запуска, испытания или использования.
В 2006 г. был заключен Семипалатинский договор, объявляющий безъядерной зоной Центральную Азию. Стороны Договора обязались запретить производство, приобретение и размещение на их территории ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств. Договор при этом не запрещает развитие мирной ядерной энергетики. Это первая безъядерная зона, созданная в Северном полушарии в регионе, который граничит с двумя ядерными государствами - Россией и Китаем. Договор стал первым многосторонним соглашением в области безопасности, которое охватывает все пять стран Центральной Азии.[10]
Кроме этого, допускается возможность объявить безъядерной зоной территорию отдельного государства (Монголия 1992г).
ООН считает безъядерные зоны одним из действенных методов борьбы с ядерной угрозой. Тем не менее, безъядерные зоны до сих пор остаются "серой зоной" международного права. Дело в том, что государства-участники, как правило, не определяют отношения к таким вопросам, как, например, транзит ядерного оружия через их территории или появления в воздушном пространстве военных самолетов дружественных держав, оснащенных ядерным оружием.[11]
4.Выступление президента России на саммите государств – членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению 24 сентября 2009г.
Уважаемые дамы и господа!
Рассчитываю на то, что заседание Совета Безопасности, созванное по инициативе Президента Соединённых Штатов Америки Барака Обамы, внесёт свой вклад в решение самых разных международных проблем, но прежде всего в сфере ядерного нераспространения и ядерного разоружения.
Думаю, что сегодня для всех очевидно, безопасность – понятие неделимое. Влияние на неё оказывает не только ситуация в конфликтных регионах мира, но и нестабильность в отдельных странах. И если мы хотим, чтобы коллективные действия мирового сообщества были эффективны, то должны откровенно и глубоко обсуждать накопившиеся проблемы, всесторонне их анализировать и совместно вырабатывать продуманные решения. Именно на это нацелена та резолюция Совета Безопасности, которую мы только что приняли. Заложенные ней меры – это реалистичная программа действий международного сообщества по эффективному реагированию на общие угрозы в ядерной сфере.
Россия всегда была надёжным и предсказуемым партнёром в сфере ядерного нераспространения, разоружения. В рамках Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия и Соединённые Штаты Америки провели беспрецедентное сокращение стратегических ядерных арсеналов. При этом мы не раз заявляли и подтверждаем это сейчас, что готовы двигаться дальше, уменьшить количество носителей стратегических наступательных вооружений более чем в три раза, и сейчас эта тема лежит на столе переговоров, мы обсуждаем её с американскими партнёрами. Готовы, как мы и договаривались с Президентом США, работать и совместно по вызовам ракетного распространения. Рассчитываем, что все заинтересованные страны также подключатся к этой работе.[12]