Смекни!
smekni.com

Развивающиеся страны и нераспространение ядерного оружия (стр. 5 из 7)

В сентябре 1954 г. в СССР на Тоцком полигоне было проведено общевойсковое учение с воздушным ядерным взрывом. На учении присутствовал заместитель председателя ЦК КПК маршал Пен Дэхуэй. После учения руководитель КНР Мао Дзедун обратился к Н.С.Хрущеву с просьбой «раскрыть Китаю секрет атомной бомбы и помочь поставить производство атомных бомб». В январе 1955 г. ЦК КПК принимает решение о создании атомного оружия. В 1955 г. и в 1958 г. СССР и КНР подписали соглашения, предусматривавшие советскую помощь Китаю по использованию атомной энергии как в мирной, так и военной целях. В КНР были командированы более 10 тыс. советских специалистов. Около 11 тыс. китайских ученых и специалистов прошли стажировку в СССР, в том числе и на Семипалатинском испытательном полигоне. В 1964 г. КНР провела свой первый атомный взрыв на полигоне Лобнор.

В пятидесятых – шестидесятых годах ХХ века программы исследований в области атомной энергии, и, в первую очередь, в военных целях имели Канада, Австралия, Пакистан, Индия, ЮАР, Италия, Швеция, ФРГ, Япония, Иран, Израиль и ряд других стран.

По словам советского посла в КНР Председатель Мао еще в 1955 г. говорил Н.С.Хрущеву: «…К тому же все понимают, что в лабораторных тайниках все составные части атомной бомбы готовы и у западных немцев, и у японцев, имеющих высокоразвитые промышленные системы». Мудр был Мао. И хотя сейчас сложно что-либо сказать о возможности создания ядерного оружия в шестидесятые годы немцами или японцами (может быть, что-то Мао и знал или догадывался), но в наше время не верить в то, что в «лабораторных тайниках» государств, думающих о своей независимости, отсутствуют разработки в области ядерного оружия, могут лишь крайне наивные люди.

Подготовка и введение в действие Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)

Расползание научных знаний и технологий, направленных на создание ядерного оружия, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов серьезно озаботило мировую общественность. Тревогу вызывали, как угроза ядерной войны, грозящей уничтожением всей цивилизации, так и рост радиоактивного загрязнения атмосферы и поверхности Земли радиоактивными продуктами воздушных испытаний ядерного оружия.

В 1958 г. проблему нераспространения ядерного оружия поставила на обсуждение в ООН Ирландия. Однако, этот первый, сделанный на таком уровне, шаг против разрастания ядерных арсеналов остался почти незамеченным.

Взрыв 50-ти мегатонной бомбы в атмосфере над Новой Землей ускорил заключение первого международного соглашения, направленного на сдерживание ядерной активности в военной области – Московского договора «О запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой».

Более того, не дожидаясь заключения всеобъемлющего международного соглашения о ядерном нераспространении, начали возникать зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО), в отдельных регионах мира. В разное время они были созданы в Южной и Латинской Америке, в южной части Тихого океана, в Африке, в Юго-Восточной Азии и Антарктиде. Характерной особенностью ЗСЯО являются равные для всех участников договора права в ядерной области.

Необходимо отметить, что ЗСЯО создавались и после введения в действие ДНЯО. Совсем недавно, в сентябре 2006 г., Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии подписан Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. Показательно, что против расширения этой ЗСЯО за счет соседних стран выступили США. По всей видимости, США не намерены давать гарантии ядерной безопасности ни Ирану, ни даже Монголии, давно объявившей себя безъядерной страной.

Россия, давая согласие на создание ЗСЯО, заявила, что отдает предпочтение Договору о коллективной безопасности, по которому она оставила за собой право использовать все средства для оказания помощи своим союзникам.

Дискуссии о заключении Договора о нераспространении ядерного оружия, который действовал бы во всем мире, начавшись в 1958 г., наиболее активно велись в период с сентября 1966 г. по июнь 1968 г. на двухсторонних переговорах СССР и США, в Комитете 18-ти в Женеве, на Генеральной Ассамблее ООН. Подробно об атмосфере переговоров и работе буквально над каждой его строкой рассказано в блестящей монографии «Россия и ядерное нераспространение» (М.: Наука, 1999 г.) непосредственного участника этих событий посла СССР Р.М.Тимирбаева.

Договор был открыт для подписания 1 июля 1968 г. Он, несомненно, является выдающимся документом, выработанным усилиями объединенных наций при неформальном руководстве СССР и США.

Уже в его преамбуле утверждается недопустимость ядерной войны, называются основные цели, условия и обязательства государств – участников договора. Считая, что распространение ядерного оружия увеличивает опасность ядерной войны, участники договора обязались:

• прилагать все усилия для предотвращения опасности ее возникновения;

• сотрудничать в прекращении гонки ядерных вооружений и в ядерном разоружении;

• стремиться к прекращению производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов;

• стремиться к прекращению всех испытательных взрывов ядерного оружия;

• поддерживать усилия МАГАТЭ по контролю за движением исходных и расщепляющихся материалов;

• обеспечивать доступность научной информации и благ, получаемых при мирном использовании атомной энергии, для всех государств – участников договора;

• сотрудничать в целях применения гарантий МАГАТЭ;

• воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, так и против политической независимости любого государства. [16]

Статья 1 ДНЯО обязывает его участников, обладающих ядерным оружием, не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные взрывные устройства, не передавать контроль над ними государствам, не обладающим таким оружием и устройствами, не побуждать к его производству или приобретению.

Статья 2 обязывает его участников, не обладающих ядерным оружием, не принимать ни его, ни другие ядерные взрывные устройства, не производить их, не добиваться и не принимать какой-либо помощи для их производства.

Статья 3 требует, чтобы государства, не обладающие ядерным оружием, приняли гарантии МАГАТЭ для проверки выполнения ими обязательств по договору. Гарантии применяются ко всему исходному или расщепляющемуся материалу, а также специальному оборудованию для получения этих материалов.

Статья 4 подтверждает право всех его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Эта статья обязывает участников способствовать таким исследованиям и производству особенно на территориях членов Договора, не обладающих ядерным оружием.

Статья 5 определяет доступность потенциальных благ, получаемых при мирном применении ядерных взрывов. Для практической реализации положений этой статьи должен быть создан специальный международный орган.

Статьи 6–11 обязывают участников вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и о всеобщем и полном разоружении, определяют правила внесения поправок в договор, организацию и сроки созыва конференций участников. В них излагаются правила подписания, ратификации, вступления в силу регистрации ДНЯО в ООН.

В частности статья 10 Договора гласит: «Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны». До настоящего времени единственной страной, воспользовавшейся правом, декларированным этой статьей, является КНДР.

Развитие противоречий

Уже в первый день, когда Договор был открыт для подписания, его подписали 66 государств. К настоящему времени участниками ДНЯО стало 187 стран. Развитие идей, заложенных в ДНЯО, нашло выражение и в Резолюциях СБ ООН 255 (1968 г.) и 984 (1995 г.), определивших действия ООН в случае агрессии с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии.

Безусловно, только благодаря этому Договору и соответствующим резолюциям СБ ООН ядерное оружие не имеет в настоящее время того широкого распространения, которое оно могло иметь при нынешнем уровне развития науки и техники в мире.

Однако уже при подготовке Договора в его фундамент были заложены положения, которые не могли не привести к развитию противоречий в отношениях между странами и группами стран:

Договор имеет дискриминационный характер – некоторые страны имеют право владеть и развивать оружие, которому нет равных, остальные страны не должны и думать об овладении таким оружием. В основу стабильности Договора был заложен посул ядерных стран со временем уничтожить свое ядерное оружие. При нарушении этого обещания согласие многих неядерных стран с Договором фактически оказывается согласием с принципиальной ущербностью своей обороноспособности.

Не все страны согласились с Договором на этих условиях. Таким образом, образовалась группа стран, не участвующих в Договоре и фактически оставивших за собой право создавать свое ядерное оружие. Таким образом, даже юридически группа ядерных стран не была ограничена Договором.

Через 25 лет после вступления Договора в силу, на конференции в апреле-мае 1995 года, было принято решение сделать ДНЯО бессрочным. К этому времени вне Договора оставались 27 государств, в том числе уже обладавшие или почти обладавшие ядерным оружием Израиль, Индия и Пакистан.