Теоретически страны должны стремиться к диверсификации, чтобы обеспечить свою безопасность, это касается как импортеров, так и экспортеров. Тогда так называемая «битва трубопроводов» подрывает энергетическую безопасность региона. С другой стороны, есть такой фактор, как «экономика масштабов» (economies of scale), который заставляет поставщика строить трубопровод наибольшего возможного диаметра. Этот фактор заключается в следующем: стоимость трубопровода находится в прямой зависимости от его диаметра, в то время как пропускная способность с увеличением диаметра растет в геометрической прогрессии, что позволяет возместить затраты на строительство трубопровода в гораздо более сжатые сроки после ввода в эксплуатацию. Следовательно, когда появляются проекты, они пытаются максимально покрыть существующий на данной территории спрос. Это приводит к тому, что возникает не один, а два проекта, способных удовлетворить спрос, например северо-запада Китая, в природном газе.
Для того чтобы торговля через трубопровод пошла, необходимы еще и сформированный рынок, и распределительная инфраструктура на конце импортера. Другими словами, если электричество на данной территории в импортирующей стране вырабатывается из других источников (гидро-, уголь), не планируется открытия новой (использующей газ) электростанции, нет перспектив индустриального развития, способствующего повышению потребления электроэнергии, а у местного населения нет (ценового) стимула к переключению на газ в домашних хозяйствах, то нет возможности использовать этот импортный газ. Таким образом, когда существуют два проектируемых газопровода на северо-запад Китая, которые нацелены на один и тот же рынок, то при запуске одного из них второй теряет всякий смысл, так как рынок невозможно сформировать в сжатые сроки.
Что же толкает страны к конкуренции, а не согласованию интересов посредством, например, строительства трубопроводов из труб меньшего диаметра либо совместного строительства части газопровода? В контексте ШОС с политической точки зрения возможность независимых от России экспортов энергоресурсов кажется весьма привлекательной перспективой для центральноазиатских государств. До открытия газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай природный газ из центральноазиатских государств экспортировался исключительно по территории России и по ценам, продиктованным либо одобренным Россией. Это мотивирует страны к строительству объектов, никак не связанных с российскими ресурсами и не проходящих по российской территории. С другой стороны, как для России, так и для государств Центральной Азии важно не оказаться сырьевым придатком Китая, и в связи с этим государства должны крепко увязывать социально-экономические цели с возможностью получения быстрой выгоды от продаж. Этот фактор и должен быть ключевым в формировании общей политики стран — экспортеров не только природного газа, но и энергоресурсов в целом в рамках ШОС.
Можно сделать вывод, что в настоящее время идет интеграция (формирование) регионального рынка энергоресурсов. Прежде всего это будет означать интегрированную систему трубопроводов и общие механизмы ценообразования. Конкуренция здесь может сыграть как позитивную, так и негативную роль — либо позволит Китаю «выбрать» поставщика, тем самым прекратив процесс интеграции, либо запустит механизм конкуренции, который, в свою очередь, будет стимулировать инновационную деятельность и социально-экономическое развитие, являющиеся приоритетами для стран — членов ШОС.
Список литературы
1. Бишкекская декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. 16 августа 2007. URL: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=11 (дата обращения: 25.01.2010).
2. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. 15 июня 2001. URL: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=83 (дата обращения: 25.01.2010).
3. Добрецов Я., Канторович А., Молодин В. и др. Магистральный газопровод «Алтай» и перспективы выхода России на энергетический рынок АТР и развития транзитных регионов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 90–100.
4. Екатеринбургская декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. 16 июня 2009. URL: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=230 (дата обращения: 25.01.2010).
5. Тарасюк А. Экономический потенциал Северо-Восточного Китая и его влияние на развитие сотрудничества с приграничными регионами России // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 2. С. 97–108.
6. Boon von Ochssée T., Mironova I. The Prospects for Gas Market Integration between Russia and China // IGU Mag. Spring 2010. P. 144–161.
7.BP. Statistical Rev. of World Energy, June 2009.
8. Mironova I. Russia and China: An Overview of the Developments on the Gas Fronts // Eurasia Energy Observer. 2010. 17 March. № 39. P. 1–2.