Смекни!
smekni.com

Коллаборационизм на Северном Кавказе: историческая правда или исторический миф? (стр. 2 из 2)

В конечном счете отсутствие сопротивления на оккупированной территории Кабарды можно объяснить «свирепостью и жестокостью нового порядка». В таком случае следует признать, что страх периода оккупации был столь силен, что и после ухода немцев их боялись больше, чем «советского тоталитарного» режима. «После освобождения территории Кабардинской республики от немецких оккупантов многие немецкие ставленники и лица, замешанные в связи с немецкими оккупантами из числа кабардинского населения, стали организовывать банды. Для этой цели немцы, учитывая сочувственное отношение к ним значительной части кабардинского населения, сбрасывали диверсантов. Всего за это время было сброшено на территорию Кабардинской АССР 92 парашютиста, из них 86 - в 1944 году. Кабардинцев среди этих немецких парашютистов-ди- версантов - 68 человек ... Из числа заброшенных парашютистов ввиду поддержки их со стороны местного кабардинского населения 6 человек до сих пор еще не найдено»13. К тому же в Кабарде «было организовано 30 бандитских и дезертирских групп из числа кабардинского населения в составе 507 человек»14.

Представляется, что все эти факты свидетельствуют о негативном отношении значительной части кабардинского этноса к советской власти и Советскому государству в наиболее драматический период его существования. Можно предположить, что подобное поведение вызвано отнюдь не фактором войны и боевых действий, складывающихся в 1941-1942 гг. для Советского Союза крайне неудачно. Во всяком случае еще «до прихода немецких войск население отдельных сел послало своих представителей для связи с немцами, получения указаний от них по организации местного самоуправления», а в «некоторых населенных пунктах (Куркужин - Кубинского района, Шардаково - Зольского района, Каменомостское и Сармаково Нагорного района и др.) советская власть фактически была ликвидирована еще до прихода немцев»15. Следует отметить, что речь идет о народе, который избежал участи депортации. Да и власть стремилась «наказать» «особо провинившихся». Стоит ли сомневаться после этого, сотрудничали или нет? Историческая наука как раз и призвана устранять подобные сомнения, не забывая при этом, что любое историческое явление неодномерно и крайне противоречиво.

Необходим объективный и разносторонний подход к оценке положения депортированного населения. Очевидно, что положение насильно переселенных в местах ссылки было крайне тяжелым. Документы свидетельствуют, что 211 чеченских семей в Казахстане «живут в курятниках, банях, скотных дворах, а многие находятся под открытым небом». Насильно переселенных чеченцев не принимали в колхозы, «продукты питания плохо выдаются»16. Отношение местного населения было преимущественно враждебным: «В некоторых колхозах Кучалинского района Талды-Курганской области на домах, где проживают чеченцы, делаются оскорбительные надписи. Есть случаи избиения и самосуда. Председатель колхоза им. Молотова Набоков заявил: “Чеченцы - это враги наши, так пусть они подохнут все до единого, туда им и дорога, а тут заставляют нас о них заботиться”»17. В Узбекской ССР положение чеченцев было не лучше: «Всего в Узбекистане за три месяца (до 1 октября 1944 г.) из 70 135 трудоспособных спецпереселенцев 10 810 человек не работают по болезни и умерло от разных болезней 2 680 человек»18. Еще одно свидетельство: «В первые годы проживания чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии наблюдалась высокая смертность и низкая рождаемость. С 1944 по 1947 г. родилось 15,7 тысяч чеченцев, а умерло тысяч чеченцев»19.

А вот оценка положения чеченцев и спец- поселенцев других национальностей к концу х гг.: «Начиная с 1948 г. рождаемость чеченцев стала превышать смертность. Так, в 1953 г. родилось 16,6 тысяч человек, умерло 6 тысяч человек . живут не хуже, чем на Северном Кавказе ... Из 89,8 тысяч семей 73,3 построили себе дома»20. А балкарцы «живут не хуже, а некоторые лучше», «из 6 148 балкарских семей в сельской местности - 4 900 построили себе дома»21. По заверениям самих карачаевцев, «многие из них материально живут лучше, чем до переселения. Около 12 тысяч семей имеют свои дома»22. Разве историк вправе исключать подобные факты из своего исследования в угоду изменившейся политической конъюнктуре?

А может ли историк давать такую оценку целому народу: «Чеченцы и ингуши, находясь во вражде с русским народом и являясь носителем межнациональной вражды, объективно помогали контрреволюции и служили помехой дружбе народов на Северном Кавказе»23? Крайне неисторическое суждение, подобное противоположному мнению, широко распространенному среди чеченцев и ингушей, находившихся на режиме спецпоселения: «Известно, что чеченоингушский народ в годы революции стоял крепко как гранит за установление Советской власти на Северном Кавказе, тогда как осетины, грузины и терские казаки были сторонниками и поддерживали интервентов-деникинцев» (Цитата из письма У. У Ажигова из Южно-Казахстанской области 28 июня 1956 г.)24. Обе позиции эмоциональны, к научной экспертизе не имеют никакого отношения, зато как нельзя лучше демонстрируют мироощущение двух полярных политических сил. Показательно, что сегодняшние «критики» учебника Вдовина-Барсенкова мыслят и действуют в подобной системе координат. Ясно одно - к исторической науке и логике ее развития «обвинение» московских профессоров в ксенофобии никакого отношения не имеет.

Историческая реальность многомерна и противоречива. Главная задача историка - вскрыть эту многомерность и противоречивость. Требование «Не утаи!» должно стать ориентиром в деятельности историка-профессионала. Рассказывая о дезертирах и предателях, он обязан видеть и другую сторону медали. В специальной литературе давно существует утверждение о том, что две трети из

тысячи призванных в действующую армию из Чечено-Ингушской АССР были добровольцами, что среди частей, прославившихся своей стойкостью и мужеством при защите Сталинграда, был 255-й отдельный чечено-ингушский полк. Правда о чеченцах будет не полной, если историк «забудет» о подвигах пулеметчика Ханпаши Нура- дилова, снайпера Абухажи Идрисова, кавалериста Мовлида Висаитова и других чеченцев-героев. Нет ничего вредного и в историческом мифе о старшем лейтенанте-чеченце Бурханоеве, которого некоторые издания называют последним защитником Брестской крепости, и в красивой легенде о сотне боевых офицеров-чеченцев, простоявших после депортации и приказа об увольнении всех чеченцев с фронта на Красной площади целый день и, благодаря вмешательству К. К. Рокоссовского, вновь отправленных воевать с врагом.

Можно согласиться с известным истори- ком-политиком, теперь министром культуры В.Р. Мединским, что «позитивная мифология определяет нравственные императивы народа», поскольку «мотивирует его на свершение дел мощных, добрых, достойных нашей великой истории и великих предков». Однако необходимо протестовать против другой сентенции историка- министра: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее - в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Факты существуют только в рамках концепции. Все начинается не с фактов, а с интерпретации»25. Вот, собственно и ответ на вопрос, чем отличается история от политики? Историк анализирует факты вне зависимости от того, «негативные» они или «позитивные», политик же «оперирует» фактами и мифами для достижения политических целей, зачастую далеких как от исторической реальности, так и от общечеловеческих ценностей, выработанных в результате познания многовекового исторического опыта.

Список литературы

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 19172009. М., 2009. С. 12.

Данилов В. Н. Советское государство в Великой Отечественной войне : Феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. Саратов, 2002. С. 252.

Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 88. Д. 732. Л. 49.

Там же.

Там же.

См.: Новое «дело историков». Русский взгляд на историю. М., 2010. С. 110.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 614. Л. 14.

Там же. Л. 16.

Там же. Л. 17.

Там же. Л. 18

Там же.

Там же. Л. 19, 20.

Там же. Л. 13.

Там же.

Там же. Л. 16.

Российский государственный архив новейшей истории (далее - РГАНИ). Ф. 17. Оп. 88. Д. 635. Л. 262.

Там же.

Там же.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 31. Д. 56. Л. 119.

Там же. Л. 120, 121.

Там же. Л. 114.

Там же. Л. 105.

Киреев Е. П. Рабочий класс и большевистская организация Грозненского нефтепромышленного района в революции 1905-1907 гг. Грозный, 1950. С. 6 ; Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 7523. Оп. 106. Д. 528. Л. 5.

См.: ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 75. Д. 360. Л. 8.

Мединский В. Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М., 2012. С. 657-658.