Смекни!
smekni.com

Демократия универсальные ценности и многообразие исторического опыта (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

Кафедра политологии

Дисциплина

«Политология»

Контрольная работа

Тема: «Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта»

Выполнил:

студент 2 курса

заочной формы обучения

26 группы

Юнченков П.В.

Тел. 8-903-177-65-06

Проверил:

Проф. Тоцкий В.П.

Москва 2008


Введение

Если в Западной Европе в свое время задачей нарождающейся демократии было освобождение нового общества от пут устаревших юридических и политических институтов "старого режима", то в России с самого начала процесса демократизации речь шла о большем - о создании с помощью демократии общих условий (экономических, социальных, политических, культурных), которые позволили бы народам нашей страны развиваться по типу передовых государств мира. На этом пути российская демократия столкнулась с проблемами, которые при "правильном" ходе дел должны были бы предшествовать политическим переменам. Историческая потребность в демократическом переустройстве общества в России возникала существенно иначе, чем в большинстве стран Западной Европы. Появление демократических идей, а затем переход к демократии связан здесь с разрешением системного противоречия догоняющего развития - между образованным слоем, необходимым для ликвидации военно-технического отставания России от Запада, и самодержавной системой правления (в т.ч. и коммунистического периода). Будучи приобщенным к европейскому образованию, этот новый слой стал развиваться по своей логике, чуждой духу самодержавия. Именно это противоречие между развивающейся в верхних слоях общества культурой западного типа и коммунистическим способом реализации власти стало предпосылкой горбачевской перестройки и последующих радикальных перемен. Характерно, что переворот августа 1991 г., ознаменовавший конец коммунистического режима и начало демократического строительства в России, прошел в отсутствии массового движения за демократию. Падение коммунистического режима в 1991 г., освобождение от принудительной унификации обусловили возврат масс людей к глубинам собственного самосознания, обнаживший пропасть между императивами современной цивилизации и полутрадиционалистской ментальностью. В этих условиях требуется не просто "учет" региональной или национальной специфики, а управление процессами развития, ведущими к демократии, но демократизацией в собственном смысле не являющимися. Такое управление является самостоятельной политической проблемой со своей логикой и поэтапной последовательностью. Россия состоит из ряда образований, которые различаются не только культурой, традициями, конфессиональным составом, но и климатом, ресурсами, отношением к труду, к собственности, к власти. Она не может нестесненно развиваться по единому, единственному образцу, устраивая все на один манер. Ей требуется модель интегрального развития, которая была бы ориентирована на различия, на разные подходы, на местные условия - без этого невозможно снизить уровень социальной напряженности и избежать социальных потерь в ходе строительства российской демократии. Необходимы основы для новой общероссийской интеграции, подобной европейской интеграции, в ходе которой сегодня формируется цивилизация Большой Европы. В новом единстве заключается ключевой ресурс прогресса нашей страны.
Демократия (греч. δημοκρατία — «равный народу») — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени. (3)

Писать сегодня о проблемах демократии в России — трудно. Трудно потому, что облик “демократов” в “демократии” не просто потускнел в глазах народа, но и приобрел явно негативный оттенок. Теперь “демократов” критикуют, вспоминая о “добрых” “старых” брежневских временах. Хвалят нынешнего Президента за его стремление наконец-то “навести порядок” в государстве. Но больше всего тоскуют о “сильной руке”, которая выдаст “всем сестрам по серьгам”, покончит со всеобщей коррупцией, нарушением закона, засильем чиновников. Причем (и это — опасный симптом) с демократией, с ее развитием и укреплением такая деятельность в сознании людей никак не связывается. (1)

Процедурная демократия очень похожа на механизм рынка, поэтому многие представители неолиберальной школы полагают, что демократический процесс следует организовать по форме рынка. Эту позицию в 1940-х годах высказывал еще Й.Шумпетер в своей книге "Капитализм, социализм и демократия": в демократии потребители "голосуют" на рынке долларами. "Политический рынок", считал он, также можно организовать похожим образом, - в форме голосования за партии, их программы и кандидатов. Но в демократии, где голосуют долларами, право голоса есть только у тех, у кого есть доллары (или евро). У тех же, у кого нет валюты, права ограничены. Если же исходить из того, что в демократии у всех граждан должны быть равные права, право голосовать не должно зависеть от богатства. Современные социальные государства были учреждены благодаря именно этому убеждению о необходимости равенства в правах. Только участие всех членов общества в перераспределении произведенного социального продукта позволяет им участвовать в принятии решений о социальном обустройстве. Поэтому демократия не может существовать без социального государства.

(3) - http://ru.wikipedia.org/wiki/Демократия

(1) - «Полис» № 1, 2002 год
Еще одна проблема - утрата современными государствами в процессе глобализации существенной части своего национального суверенитета. Глобальные финансовые рынки оказывают огромное влияние на политику, их власть становится понятной, если взглянуть на последствия финансового кризиса, который, исходя из США, распространился сегодня по всему миру. Это - наиболее тяжелый финансовый кризис, начиная с 1930-х годов, и, судя по тому, как на него реагирует политическая власть, становится очевидно, что политического суверенитета власти от финансовых рынков не существует. Экономическая политика ЕС сегодня осуществляется не правительствами и не парламентами стран-членов ЕС, а ЕЦБ (Европейским центральным банком), который ориентируется на потребности финансовых рынков, а не на потребности людей. Много десятилетий тому назад анализировавший последствия глобального экономического кризиса 1930-х годов Карл Поланьи отмечал нечто подобное: рынки выходят из границ общества, становятся самостоятельными, независящими от общества и от государственно-политической сферы. А когда глобальные финансовые рынки стоят над демократией, когда они, как сказал однажды глава правления "Дойче Банк" Бройнер, берут демократические учреждения "на буксир", - это означает конец формальной демократии. Поэтому, вслед за Поланьи, - завершающий вывод моего выступления - регулирование рынков есть необходимое условие для истинной социальной демократии.

А.Г.Глинчикова

Опасность неуправляемого социального конфликта. Вступив (в той или иной форме) на неокапиталистический путь развития, мы столкнулись с высоким уровнем социальной конфликтности. Сможем ли мы найти формы разрешения этих конфликтов в рамках конструктивного диалога, конституционного поля или будем по-прежнему загонять их в подполье. Вся история России свидетельствует о том, что если конфликт не институционализирован, он рано или поздно приобретет неуправляемые формы. Меры, которые принимаются сегодня для обеспечения каналов участия общества в принятии политических решений, явно недостаточны.

Опасность низкой легитимности власти. Демократический тип легитимации власти, предполагающий законность и прозрачность процедуры выборов на конкурентной основе, в идеале является наилучшим гарантом согласия общества на власть и готовности ее добровольно поддерживать и ей подчиняться. Все попытки легитимизировать власть с опорой на так наз. традиционные ценности, будь то православие, коммунизм или даже патриотизм, не имеют устойчивых перспектив в обществе, пережившем целых два кризиса патерналистской легитимации власти (и в религиозном, и в коммунистическом вариантах). В отличие от латиноамериканского и китайского российское общество имеет слишком большой и кровавый опыт разочарований в патерналистской модели.

Опасность нового социального и цивилизационного раскола. В отсутствии реальных демократических институтов и практик очень сложно преодолеть нарастающую тенденцию социальной исключенности большей части российского общества из значимых политических, экономических и культурных процессов. На предыдущем витке развития подобная "исключенность" приняла форму крепостного права, по сути расколовшего Россию на две цивилизации и вылившегося в революционную катастрофу. Воспроизведение этой опасной тенденции, только уже в новых формах, может привести к новому расколу российского социума, отягчаемому прессингом обостряющейся глобальной конкуренции.

Опасность экономического отставания. Все разговоры о переходе к инновационному типу развития окажутся бессмысленными, если российское общество не научится отстаивать свои экономические права в рамках демократических процедур. Только экономическая "несговорчивость" общества сможет подтолкнуть экономическую и политическую элиту к более производительному и социально-продуктивному типу накопления. Только демократия позволит обществу перекрыть все иные формы наращивания капитала, не связанные с ростом общественного богатства и, тем самым, стимулировать инновационный тип развития.