Смекни!
smekni.com

Массовая полиэтническая миграция как источник роста межнациональной напряженности (стр. 1 из 4)

Массовая полиэтническая миграция как источник роста межнациональной напряженности

Муштук О.З.

Статья посвящена влиянию массовой полиэтнической миграции на состояние межнациональных отношений в Москве, а также на всю инфраструктуру жизнеобеспечения города. Проанализировав внутреннюю (прибытие в Москву жителей других российских регионов) и внешнюю (приезд граждан из других стран, прежде всего, стран СНГ) миграцию, автор приходит к заключению, что нелегальная миграция порождает целый ряд проблем, среди которых особенно острыми являются обострение межнациональных отношений, рост социальной напряженности в столице и регресс промышленного производства.

Многих россиян, и прежде всего жителей мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга — волнуют, а порой и раздражают, издержки, связанные с массовой миграцией — как внешней, так и внутрироссийской. По данным Всемирного банка, наша страна вышла на второе (после США) место в мире по количеству въезжающих мигрантов — в 2012 г. их число составило порядка 12 млн. человек [24]. Причём только за последние 4 года совокупный прирост этой категории населения, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), составил 37% [21].

Среди мигрантов больше половины приходится на выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР — Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Около 15—20% — из Молдовы, Украины, Азербайджана, Армении и Туркмении. Остальные представлены такими государс- твами-донорами дешёвой рабочей силы, как Китай и Вьетнам, а также Афганистан, Иран, Пакистан, Ангола и Шри-Ланка. При этом важно подчеркнуть, что из этих 12 млн. только около 20% являются легальными мигрантами, остальные — нелегалы [21].

I.

Среди регионов, больше других притягивающих к себе мигрантов, первое место принадлежит Москве. Если бы среди крупнейших столиц мира провести конкурс на звание «Вавилон-XXI», то наша столица наверняка оказалась бы среди призёров. Так как она сегодня — не просто город, а крупнейший, всё больше интернационализирующийся по составу населения мегаполис, в котором представлено более 150 национальностей.

Этот «магнетизм» Москвы объясняется многими факторами как объективного, так и субъективного порядка. И прежде всего, тем, что в рамках административно-командной системы, в СССР существовало сверхцентрализованное управление общественным организмом, когда все вопросы огромной страны решались только в Москве.

Приток мигрантов ещё больше усилился после распада СССР, когда начались процессы интенсивной этнической маргинализации русскоязычного населения в странах СНГ, вытолкнувшие советских граждан в Россию и, прежде всего, в Москву.

На фоне глубокого социально-экономического кризиса 1990-х гг. и разрушения всей прежней инфраструктуры жизнеобеспечения социума как в ближнем зарубежье, так и во многих регионах России, Москва выглядела одним из немногих анклавов благополучия, своего рода «витриной русского капитализма», центром деловой и политической активности. Достаточно сказать, что средняя зарплата здесь более чем в два раза выше, чем в целом по России. Зафиксирован самый высокий процент предпринимателей, развит малый и средний бизнес.

Но Москва является вожделенной целью не только для трудовых мигрантов, а также деловых людей (предпринимателей и амбициозных периферийных политиков). Она давно стала своеобразной Меккой для беспредельно возросшего за годы рыночных реформ криминального и деклассированного элемента. В городе, чьё дневное население (с учётом маятниковой миграции) превышает 15 млн. человек, всегда можно не только «поживиться» за счет «экспроприации» чужого имущества, но и при необходимости «затеряться» и избежать уголовной ответственности.

Присутствие множества приезжих, трудно поддающихся официальному учёту и контролю в условиях многомиллионного города, не может не порождать многочисленных проблем и коллизий как в жизнедеятельности москвичей, так и столичных властей.

Ключевой среди этих проблем является задача сохранения Москвы как исконно русского города и центра русской государственности, в котором русские, как государствообразующий народ, всегда составляли и составляют преобладающее большинство населения. Но — с одной, весьма существенной оговоркой — пока составляют. Ибо ведущей тенденцией изменений в национальном составе столичных жителей за последнее двадцатилетие выступает опережающий рост числа представителей «нерусских» этносов. Даная тенденция связана, с одной стороны, с процессом прогрессирующей естественной убыли и старения коренного населения, начавшимся ещё в конце 80-х гг. прошлого столетия. С другой, — с массовой полиэтнической миграцией (как легальной, так и в разы превосходящей её по физическим объемам нелегальной) по направлению к Москве граждан из других регионов РФ, а также стран СНГ и дальнего зарубежья. Только по официальным данным, в столицу в поисках лучшей доли ежегодно прибывают до 2 миллионов иностранных граждан, из которых официально трудоустроено менее 300 тыс. При сохранении этой набирающей обороты тенденции «дерусификации» столичных жителей в 2050 г. прогнозируемое число русских в Москве может сократиться с нынешних 82% до 64% [12].

Под влиянием массовой миграции до предела напрягается вся инфраструктура жизнеобеспечения города, которая не рассчитана на такое количество приезжих. Причём во всех её аспектах

в экономике речь идёт в первую очередь о проблемах, связанных с регулированием предпринимательской и коммерческой деятельности, всей системы наёмно-трудовых отношений;

в социальной сфере это связано с развитием до- и школьного образования, медицинского обслуживания, решением жилищного вопроса, а также вопросов, связанных с работой городского транспорта;

в здравоохранении — с необходимостью обеспечения эпидемиологической безопасности, связанной с тем, что многие приезжие являются носителями опасных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и пр.);

в правоохранительной сфере — с обеспечением законности и порядка, борьбой с организованной преступностью и другими проявлениями девиантного поведения (наркоманией, проституцией и т. д.);

вполитической сфере — с поддержанием необходимой гармонии и «мира» во взаимоотношениях русского большинства и постоянно растущего «нерусского» меньшинства;

в культурной сфере — с адаптацией мигрантов к той среде, в которую они вливаются, соблюдением ими принятых здесь правил и норм общежития;

вконфессиональной сфере — с растущей исламизацией Москвы и проблемами нехватки культовых сооружений для всё более возрастающей численности верующих-мусульман.

Руководитель столичного департамента труда и занятости населения О. Нетеребский отмечает в этой связи: «Сегодняшнее число мигрантов, находящихся в Москве, безусловно, оказывает давление и на систему образования, и на систему здравоохранения, и на всю социальную сферу в целом. Издержки города из-за того, что мигранты не должны платить никаких налогов, составляют 4,5 миллиарда рублей в год» [6; 7]. Что касается России в целом, то по этой причине её ежегодные потери, по оценкам экспертов ФМС, составляют около 40 или более млрд. рублей. В это число входят и издержки, связанные с таким финансово затратным для столичного здравоохранения явлением, как «медицинский туризм», когда из Средней Азии сюда всё в больших масштабах едут женщины на последних месяцах беременности с тем, чтобы бесплатно и в хороших условиях родить.

Нельзя не отметить и такой факт: массовая нелегальная миграция самым существенным образом влияет на криминогенную обстановку в столице. По свидетельству начальника Управления охраны общественного порядка ГУ МВД России по Москве генерал-майора полиции В. Козлова, более половины преступлений в городе совершается мигрантами. На их долю приходится каждое второе изнасилование и каждый четвёртый разбой. «Если 10 лет назад лица из ближайшего зарубежья совершали 12% преступлений, то сегодня (май 2013 г. — О.М.) эта цифра подошла к 50%. Еще 5% приходится на приезжих из дальнего зарубежья. Москвичи же совершают очень мало преступлений. Если бы не было этой преступности приезжей, — заключает Козлов, — то Москва была бы, наверное, самым тишайшим городом в мире» [5].

На этом фоне смотрится вполне закономерным тот факт, что значительная часть столичных жителей не отрицает возможности социальных взрывов на национальной почве, подобных тому, что имело место в карельском городке Кондопога в сентябре 2006 г., в июле 2013 г. — в районном центре Пугачёв Саратовской области, в октябре 2013 г. — в районе Бирюлёво в Москве.

Согласно данным ежегодно проводимого РГСУ мониторинга социальной сферы России за 2008 г., которым было охвачено 1548 человек, на вопрос «Создает ли привлечение мигрантов угрозу национальной безопасности?», 63,4% наших граждан ответили утвердительно и только 19,6% — отрицательно. В рейтинге угроз, ощущаемых ими от мигрантов, на первых местах стоят страхи, обусловленные ростом преступности, межнациональной напряженности и безработицы среди местного населения (соответственно 50,7%, 41,1% и 33,5% от числа опрошенных при возможности выбора нескольких вариантов ответа). Далее следуют варианты:

вывоз значительных денежных средств из России за рубеж (20,5%);

угроза территориальной целостности России (16,5%);

зависимость экономики от иностранной рабочей силы (12,3%);

угроза национальной культуре народов России (10,3%) [4].

Проблемы, связанные с приезжими мигрантами, поставлены на

первое место также и в представительном опросе москвичей, проведённом Фондом общественного мнения (ФОС) в январе — феврале 2013 г. [23].

II

В своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» Президент РФ В.В. Путин пишет, что на Западе «Плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит — и не способен «переварить» всё возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право — гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом» [18].