Смекни!
smekni.com

Проблемы классификации политико-правовых режимов (стр. 2 из 3)

Понимание сути демократии в идеологии либерализма, между тем, во многом расходится с воззрением древних греков. Сама идеология либерализма стоит за равноправие, т.е. равное наделение всех жителей той или иной страны равными правами и обязанностями. Для того, чтобы их получить, человеку достаточно достичь определённого возраста и прожить в стране определённое количество лет. Все другие цензы, как правило, сведены на нет. В государстве, где господствует либерализм, демократия становится нонсенсом, превращаясь в охлократию (власть масс, толпы). За толпой же, сознанием которой легко манипулировать, прячется олигархия или тиран. Получаются в любом случае формы власти «неправильные».

Поэтому одним из основных, но не главных критериев разграничения политико-правовых режимов является критерий формы осуществления государственной власти.

При авторитарных режимах возможны как «правильные» (монархия, аристократия, демократия), так и «неправильные» (тирания, олигархия, охлократия) формы осуществления власти. При либерально-демократических и тоталитарных режимах возможны только «неправильные» формы осуществления власти.

Немаловажным, но также вспомогательным критерием, позволяющим разграничить и понять природу политико-правовых режимов, является критерий по времени и особенностям возникновения. Авторитарный политический режим представляет собой режим, при котором человечество жило на протяжении почти всей своей истории. Тоталитарный и либерально-демократический режимы – явление истории сугубо XX века и XXI века.

Если пользоваться терминологией Л.Н. Гумилёва, то тоталитаризм и либерально-демократический режим есть стопроцентные химеры, порождённые антисистемами (системными целостностями людей с негативным мироощущением). Как и любые химеры, они недолговечны и во многом схожи друг с другом: они навязывают определённый стереотип поведения людей (через средства массовой информации), чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создают образ врага, псевдорелигиозный культ.

Определяющим критерием при разграничении политико-правовых режимов является отношение к традиции, традиционным ценностям общества, традиционным религизным институтам. Тоталитаризм культивирует идеологию создания «рая на земле», создаёт псевдорелигию, претендующую на абсолютную истинность. Либеральный демократизм культивирует власть «золотого тельца» и эгоцентризм под аккомпанемент фраз о «правах человека» и требованиях религиозной свободы.

Иерархии ценностей в этих режимах тоже различны. Авторитаризм культивирует традиционные устои жизнедеятельности общества, опираясь на исторически свойственную данному обществу религиозную самобытность. Тоталитаризм и либеральный демократизм объединяет ненависть к традиции, поскольку она не позволяет строить воздушные замки и не покупается. Стремление разрушить, подточить традицию, как того хотят и к чему стремятся сторонники тоталитаризма и либерального демократизма, порождает «неправильные», искажённые формы организации государственной власти.

Стремление навязать людям определённый стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для тоталитаризма, и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества.

Под тоталитаризмом в политологии принято понимать политический режим, основанный на стремлении лица или группы лиц, облечённых властью, подчинить жизнь людей одной безраздельно господствующей идеологии и организовать политическую систему власти так, чтобы она реализовывала эту идеологию. Тоталитарный политический режим уродливо преломляет религиозную основу жизнедеятельности общества в пропаганду и практику новой псевдорелигии, где наличествует набор догм, мистика, культ «вождя-пророка», имеются свои проповедники, своё «Священное Писание» и своя житийная литература. Для него характерна всеобязательность исповедания нового псевдорелигиозного культа для всех членов общества.

Либерально-демократический режим основан на принципе гуманизма. Это тоже искажение религиозной основы общественного бытия, поскольку на щит поднимаются «права человека», за человеком признаются безграничные возможности, имеет место любование человеком, потребности которого подлежат немедленному удовлетворению, приветствуется его «естественное» самовыражение, подчёркивается его творческая мощь. Прославляются индивидуализм, служение идолу земного богатства, все религии уравниваются в своём достоинстве и правоте, а безбожие приравнивается к особой форме религии. Но эгоцентризм, культ «золотого тельца», признание отсутствия истинной религии (равенство всех религий) являются выражением отпадения человека от Бога, его глубокой повреждённости и болезненного состояния.

Согласно христианской традиции, природа человека искажена грехом, это падшая природа, изменённый грехом ум и искажённая воля, которые должны врачеваться и исправляться с помощью Божией благодати (энергии, которые человек может воспринять от Бога), а не лелеяться и поощряться.

Поэтому химеры тоталитаризма и либерал-демократизма не имеют исторической перспективы и обречены. Будущее за авторитаризмом. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определённая дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится. Авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом, если он не наносит вреда системе.

Гарантии прав и свобод личности при авторитаризме также высоки. Именно при авторитарных режимах (способных эффективно обеспечивать общественный порядок, сосредотачивая усилия на решении жизненно важных проблем) в Риме были разработаны основные принципы организации и функционирования международной правовой системы, которые эффективны до сих пор.

Подводя итог рассуждениям о проблемах классификации политико-правовых режимов, следует отметить, что культивирование тех или иных ценностей и отношение к традиции, традиционным ценностям общества, традиционным религиозным институтам является основным критерием, позволяющим разграничить и классифицировать политико-правовые режимы. Все остальные критерии являются второстепенными и формальными, применение которых обусловлено скорее укоренившимися в науке идеологическими установками и штампами, часто не позволяющими на практике отличить один режим от другого (См. Приложении 1). А значит, работа по классификации политико-правовых режимов и очистке науки от идеологии отнюдь не закончена и должна быть продолжена.

Приложение 1. Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и либерально-демократических режимов.

Критерий разграничения Характеристики видов политических режимов
авторитарный тоталитарный либерально-демократичекий
Время и особенности возникновения Традиционный политико-правовой режим, при жило на протяжении всей своей истории, в том числе и в странах Запада до возникновения феномена «массовых обществ». При авторитаризме большинство человеческих обществ живёт и в настоящее время. Не долгое время просуществовавшие «химерные» политико-правовые режимы, появление которых сопровождало процессы возникновения «массовых обществ»; явление истории XX века. котором человечество Среди них различают различные коммунистические режимы истории XX-XXI века (левый вариант тоталитаризма), национал-социалистический режим Гитлера, режим Муссолини, последних лет его правления - «Республика Сало» (нацизм - правый вариант тоталитаризма). Не долгое время существующие «химерные» политико-правовые режимы, появление которых сопровождало процессы возникновения «массовых обществ»; явление истории XX-XXI веков. К настоящему времени установились в большинстве стран Запада (США, Западной Европе, Мексике), некоторых странах Азии, где возникли подконтрольные Западу марионеточные режимы, копирующие, в ущерб национальным интересам ценности западной секулярной культуры, политическую и экономическую системы.
Отношение к традиции, традиционным ценностям общества, традиционным религиозным институтам. Опирается на традиционные устои жизнедеятельности общества и исторически свойственную данному обществу религиозную самобытность, формы государственности, культивируя традиционные ценности данного общества. Религиозная нетерпимость при авторитарных режимах не приобретает характер государственной политики. Отрицательно относится к традиции, традиционной религиозной самобытности. Преломляет религиозную основу жизнедеятельности общества в пропаганду и практику создания новой псевдорелигии, где наличествует набор догм, мистика, культ «вождя-пророка», имеются свои проповедники, своё «Священное Писание» и своя житийная литература. Подразумевает всеобщий (тотальный) охват всего населения, всеобязательность исповедания нового псевдорелигиозного культа для всех членов общества, культивирует идеологию создания «рая на земле», создаёт псевдорелигию, претендующую на абсолютную истинность. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций. Отрицательно относится к традиции. Прославляются индивидуализм (противопоставляемый коллективному началу), служение идолу земного богатства, потребностям товарно-денежной рыночной организации экономики. Все религии уравниваются в своём достоинстве и правоте, а безбожие приравнивается к особой форме религии. Культивирует власть «золотого тельца» и эгоцентризм под аккомпанемент фраз о «правах человека» и требованиях религиозной свободы, безразличное отношение к религиозной истине, признание отсутствия истинной религии (равенство всех религий)
Формы осуществления государственной власти Возможны как «правильные» (монархия, аристократия, демократия), так и «неправильные» формы осуществления государственной власти (тирания, олигархия, охлократия) Возможны только неправильные формы осуществления государственной власти (тирания (И.В. Сталин, А. Гитлер), олигархия, охлократия) Возможны только неправильные формы осуществления государственной власти (тирания, олигархия, охлократия)
Характер используемых методов осуществления государственной власти и достижения целей (соотношение мер принуждения и убеждения в деятельности властей) Допускается существование и деятельность как государственных, так и частных СМИ. В политической, экономической, духовных сферах используются самые разнообразные (как правовые, так и силовые и внесудебные) методы убеждения и принуждения людей. Осуществляется монопольный контроль со стороны государст­ва за экономической, политической и духовной жизнью общества. Навязывается определённый стереотип поведения людей (через монополизированные государством средства массовой информации, посредством жесткой идеологической цензуры). Осуществляется массовый террор, тотальная слежка, доносительство, устанавливается власть беззакония в государстве. Навязывается определённый стереотип поведения людей (через государственные и частные средства массовой информации, как инструмента активного манипулирования сознанием масс), используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций. На лицо усиление «закулисных начал» в организации и проведении фактического распределения позиций власти и влияния в государстве. Широко используются внесудебные методы принуждения людей (криминальные и иные структуры).
Идеология. Авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культур­ным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом, если он не наносит вреда системе. Отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве, ориентирующей общество на создание «царства Божия на земле» («коммунизм», Третий Рейх»). Идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии
Порядок формирования органов власти выборным путём (характерен для всех режимов) Использует самые разнообразные избирательные системы, процедуры, прямых и непрямых, всеобщих выборов для формирования различных органов власти. Часто противодействует осуществлению и применению манипулятивных избирательных технологий. Отсутствие органов власти, формируемых посредством честных конкурентных выборов. Государственная власть формируется путем безальтернативных выборов, исход которых заранее предрешён. Идеализирует используемые разнообразные избирательные системы и процедуры, прямые всеобщие выборы, претендуя на признание их исключительности по степени оптимальности для избирателей в вопросах контроля и подотчётности их воле избирателей. На практике результаты выборов зависят не столько от мнения избирателей, сколько от умелого применения различных манипулятивных избирательных технологий, а также от финансовых возможностей тех или иных партий и других субъектов политического процесса, необходимых для проведения избирательных кампаний, а сама власть фактически избирателями не контролируется.
Вождизм Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее оно ориентируется на эту сильную личность. Характерно установление культа личности вождя, положение которого фактически сакрализируется. Вождь провозглашается самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Лидером является не обязательно сильная и харизматическая личность, а личность управляемая и контролируемая (прежде всего со стороны теневых структур и институтов).
Партийная система Многопартийная или однопартийная система Однопартийная система Многопартийная система
Наличие легальной оппозиции Допускается, хотя деятельности её в определённых случаях ограничивается, подвергается контролю и регламентации. Не допускается Допускается, но подвергается контролю и регламентации (как официальному, так и не официальному со стороны теневых структур).
Уровень гарантированности прав и свобод гражданина Равенство всех граждан перед законом, реальная гарантированность прав и свобод граждан, допускается свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках Конституции. Декларативность, формальное равенство всех граждан перед законом, но отсутствие реальной гарантированности прав и свобод граждан. Равенство всех граждан перед законом, реальная гарантированность прав и свобод граждан, свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках Конституции.
Степень централизации государственного аппарата Централизм в управлении и бюрократизация государственного аппарата не всегда является обязательными. Характеризуется крайним централизмом в управлении, чрезмерном расширении и бюрократизации государственного и партийного аппарата, при котором любая инициатива снизу не поощряется, а строго наказывается. Централизм в управлении не всегда является обязательным. Однако, происходит чрезмерное расширение и бюрократизация государственного аппарата под предлогом профессионализации власти.
Создание образа врага Не является основной целью деятельности авторитарных режимов, хотя иногда используется при осуществлении внутренней и внешней политики. Создание образа врага, посредством активной государственной пропаганды и манипуляциями массовым сознанием населения, является важнейшим компонентом тоталитарной идеологии, позволяющим режиму сплотить общество перед угрозой как со стороны внутреннего, так и со стороны внешнего врага. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов народа» и «вредителей» списываются ошибки в управлении, экономические и политические беды и неурядицы. Создание образа врага посредством практически тотального контроля со стороны СМИ для констатации своей исключительности и превосходства в целом характерно для либерально-демократических режимов. (Например, использование штампа «империя зла»; освещение югославских событий и событий в Южной Осетии в западных СМИ. Внедрение в массовое сознание негативного отношения к странам «оси зла» и России).
Степень и характер вовлечённости граждан и общественных организаций в политику Стремиться к сохранению или реанимация традиционной корпоративной системы, охранению традиционных институтов общества (института семьи, Церкви, корпораций). Задает высокие стандарты поведения для граждан. Государство стремится установить полный контроль над всеми сферами жизни общества, исключив несанкционированные и независимые формы жизнедеятельности. Граждане становятся «винтиками» в государственной машине, а общественно-политические организации и институты превращаются в часть органов власти. Провозглашает формальное равенство всех граждан, признание народа в качестве источника власти. Стремиться взять под контроль традиционные институты социализации (прежде всего семью и Церковь), противодействует возникновению корпоративной системы, нивелируя их влияние.

Список литературы