Смекни!
smekni.com

Теоретические основы стратегического управления и институционального обеспечения развития региона (стр. 7 из 27)

Качественные условия функционирования законодательной, исполнительной, судебной власти и распределенных между ними полномочий как на федеральном, так и региональном уровне должны создаваться эффективной системой управления, которая должна обеспечить непрерывное совершенствование развития как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Система управления развитием региона должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, а процесс управленческой деятельности следует осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все существующие взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы.

Следовательно, одной из основных целей региональной политики как составной части регионального управления, должно стать обеспечение условий устойчивого и эффективного развития региона. При этом достижение потенциально возможного уровня эффективности развития как региона, так и его административно-территориальных образований возможно лишь при максимально полном использовании всех региональных ресурсов.

5. Организация системы управления региональным развитием в современной экономике

Процесс общедемократических преобразований, затронувший все стороны жизнедеятельности общества и экономики страны, кардинально изменил внутреннюю среду их функционирования и развития, всю систему целеполагания.

Необходимо учитывать, что целеполагание - это важнейшая функция управления, определяющая стержень всего процесса управления, общих и конкретных его функций.

Функция целеполагания обеспечивает выполнение принципа системности, когда каждая подсистема управления имеет специфическую цель, которая в свою очередь соотносится с целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества[42].

Функция регионального целеполагания должна осуществляться в рамках системообразующей функции государства с учетом того, что регион как подсистема государства и национальной экономики должен формировать «свои» цели в рамках государственных целей более высокого уровня[43].

В ходе рыночных преобразований, происходящих в РФ, все больше проявляется тенденция изменения форм и методов государственного воздействия на социально-экономические процессы, основное направление которой состоит в смещении акцентов от отраслевого управления, господствовавшего в централизованной экономике, к территориальному. Целью регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде является обеспечение условий для структурной перестройки и устойчивого роста производства, улучшения социального и экологического положения[44], т.е. в создании оптимальных условий для достижения определенного уровня взаимодействия общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную составляющую общего процесса жизнедеятельности населения страны[45].

По мнению А.Г. Гранберга, «...экономика России - это многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных {центр - регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных связей»[46]. Т.е. государство, его экономика представляют собой сложную, построенную по иерархическим принципам общественно-политическую и экономическую систему, включающую подсистемы и звенья соответствующих уровней. Характер взаимодействия между ними, т.е. целым и частями, его образующими, всецело обусловливается качеством их общественно-политического и экономического устройства, внутренней средой функционирования и развития. Изменение этой среды объективно влечет за собой преобразование ролевых функций как целого, так и его разномасштабных (разнопорядковых) частей, изменение принципов их взаимодействия.

Основной задачей иерархического управления в условиях нестабильной экономики является повышение эффективности всех уровней управления.

Необходимо отметить, что в управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. Эффективность была первым «идолом» управления, а с другой стороны - понятие эффективности, прагматическое по своей сути и признаваемое рядом философов «одним из важнейших, ели не основным, для деятельностного подхода»[47].

Один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления: «...главной заботой управляющего должна быть эффективность»[48]. При этом Г. Эмерсон увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов, - ее связь с функциональностью.

Первое и основное требование к эффективному управлению есть надежность как свойство, обеспечивающее соответствие процесса функционирования системы его норме. Вторым требованием к эффективному управлению, по мнению Т. Питерса, Р. Уотермена, Дж. Харрингтона, У. Деминга, является партисипативный стиль управления, который они определяют как «...взаимную ответственность в системе взаимоотношений руководителей и подчиненных»[49].

Хотя термин «эффективность» зародился в экономической литературе, но используется он по отношению к действиям субъекта управления, например правительства (федерального и (или) регионального), которое переставали воспринимать только как субъект власти. Это подтверждается тем, что для оценки его деятельности предлагались некоторые рациональные подходы, связанные с объективированным измерением результата деятельности по отношению к определенной цели.

Подход к оценке эффективности органов государственного управления характеризуется двумя основными аспектами.

во-первых, анализируется уровень учреждения, а итоги деятельности как бы остаются в тени.

во-вторых, все внимание направленно на результаты деятельности учреждения, практически без учета вопроса об эффективности.

Оба подхода придают большое значение четкому описанию затрат[50].

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленную на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.