Смекни!
smekni.com

Антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв. (стр. 3 из 18)

В соответствии с Конституцией, деятельность Парламента осуществляется на сессиях, прерываемых рождественскими, пасхальными и летними каникулами. Сессии вновь избранного канадского парламента созываются генерал-губернатором. Предусматривается также чрезвычайный созыв сессии, происходящий по инициативе спикера, премьер-министра или генерал-губернатора.

Законодательный процесс в канадском Парламенте включает в себя такие элементы как законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях сессии и в комитетах, принятие и утверждение, а также опубликование закона. Правом законодательной инициативы в Канаде обладают депутаты обеих палат Парламента и члены Правительства. Члены Парламента на каждой сессии вносят от своего имени большое количество законопроектов, но лишь малая их часть достигает стадии голосования в связи с большой загруженностью работой и невозможностью рассмотрения всех законопроектов.

Для проведения заседания необходим кворум. Следуя регламенту, кворум для Палаты общин составляет 20, а для сената – 15 человек. В случае отсутствия кворума заседание палаты переносится спикером на следующий день.

Обе палаты Парламента обладают правом абсолютного вето на любые законопроекты, кроме финансовых. Также сенат имеет право вето на конституционные изменения сроком до 180 дней[22].

С работой Парламента тесно связан вопрос парламентского контроля. В Канаде он заключается в обсуждении основных направлений политики Правительства, исполнения бюджета, запросах, контроле через особых должностных лиц и выражение доверия или недоверия правительству страны.[23]

Для Канады, как и для многих стран современного мира, характерно падение значения Парламента и увеличение роли Правительства в осуществлении власти. Но, несмотря на это, законодательная власть продолжает являться важнейшим компонентов в политической системе Канады.

Высшей юридической властью в Канаде является Верховный суд. Его роль, место и функции в государственно-политической системе Канады были определены с принятием специального Акта о Верховном суде Канады, в 1875 г. принятым Федеральным Парламентом, однако до 1949 г. роль высшей судебной инстанции принадлежала Судебному комитету Тайного совета Великобритании. Только в 1949 году Федеральный Парламент принял новый акт о Верховном суде Канады, который признал его право осуществлять высшую юридическую власть в стране[24].

Состав, структура и функции современного Верховного суда Канады регулируются федеральным законом 1970 года, в соответствии с которым главой суда является председатель, именуемый «главным судьёй» и восьми членов, которые назначаются генерал-губернатором, фактически же – премьер-министром и могут быть отправлены в отставку только по рекомендации обеих палат Парламента. Срок полномочий членов Верховного суда сохраняется до достижения ими 75 лет.

Функциями Верховного суда являются не только рассмотрение и вынесение окончательных приговоров по гражданским и уголовным делам, но также толкование конституционных норм и положений в виду отсутствия в Канаде Конституционного суда. Верховный суд Канады является и высшей апелляционной инстанцией, а в последние десятилетия играет значительную роль в урегулировании отношений между федеральным центром и провинциями[25].

Субъектами Канадской федерации являются 10 провинций (Онтарио, Квебек, остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Лабрадор и Ньюфаундленд, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории (Юкон, Нунавут и Северо-западные территории).

Согласно канадской конституции, формальным главой исполнительной власти в провинциях является назначаемый генерал-губернатором лейтенант-губернатор. Фактически же властными полномочиями обладает премьер-министр и формируемый им кабинет министров. Законодательную власть представляет однопалатная легислатура, судебную – Верховный суд. Необходимо отметить, что провинциальный премьер-министр обладает в своей провинции даже более широкими, чем федеральный глава правительства, полномочиями. Не встречая практически никакого противодействия со стороны легислатур, премьер-министр единолично назначает людей на ключевые посты, судей Верховного суда, реализует провинциальные программы.

Вопросы организации местного самоуправления в Канаде являются приоритетом субъектов федерации и не входят в компетенцию центрального

правительства, поэтому муниципальная организация не является идентичной в каждой провинции и может существенно отличаться[26].

Таким образом, политическая система Канады на протяжении значительного периода времена поддерживает высокий уровень легитимности путем сохранения традиционных институтов власти, а институты, осуществляющие государственную власть, работают максимально эффективно в условиях жесткой конкуренции с оппозицией. Ключевая роль в управлении государством сегодня принадлежит федеральному правительству, однако у Парламента достаточно рычагов воздействия на исполнительную ветвь власти, а в провинциях и территориях серьезными полномочиями обладают органы местного самоуправления, что в совокупности обеспечивает гармоничную работу системы в целом.

§ 1.2. Деятельность правительства Канады в 1993–2006 гг.

Глобальный кризис, безусловно, ударил по Канаде, поскольку эпицентр финансово-экономических потрясений находился в соседних США, с которыми Канаду связывают тесные торгово-инвестиционные связи. Однако если в ряде стран для спасения финансового сектора потребовались чрезвычайные меры, то в Канаде его поддержка носила значительно менее радикальный характер. Правительство Канады ограничилось лишь отдельными мерами по поддержанию ликвидности национальной финансовой системы. Бюджетные средства не направлялись на докапитализацию универсальных банков, страховых компаний, инвестиционных дилеров и прочих финансовых институтов. За счет бюджета не приобретались их акции, не предоставлялись субординированные кредиты, не давались государственные гарантии по обязательствам и активам[27].

Предваряя разбор антикризисных мер канадского правительства в 2008 г., необходимо обратить внимание на подготовку социально-экономической базы, позволившей в дальнейшем относительно успешно преодолеть кризис, прежними кабинетами.

В 1993 г. Канада находилась в рецессии, был большой дефицит бюджета, уровень безработицы был также высоким. Федеральные выборы, состоявшиеся в октябре 1993 г., ознаменовались провалом Прогрессивно-консервативной партии, имевшей большинство в предыдущем парламенте. Победу одержала Либеральная партия, а правительство большинства возглавил ее лидер Жан Кретьен[28].

В 1994-1997 гг. правительством Кретьена был осуществлен ряд сложных реформ, основным результатом которых стало сокращение общей суммы ассигнований на федеральные программы и достижение устойчивого положительного баланса между доходами и расходами федерального правительства. В предшествующий двадцатилетний период минусовой баланс федерального бюджета рос почти постоянно. В 1994 г. он превысил 37, 5 млрд. долл.[29]и составил более 6% ВВП (один из самых высоких показателей среди ведущих индустриальных стран)[30]. К концу 1997 года дефицит бюджета был ликвидирован.

Оздоровление федеральной финансовой системы произошло в результате глубоких изменений в принципах и механизмах государственной экономической политики. В 1994-1998 гг. частным инвесторам были проданы практически все крупные федеральные корпорации в обрабатывающей промышленности, в сфере воздушного и железнодорожного транспорта, а также телекоммуникаций. Многие крупные инфраструктурные объекты (аэропорты, морские и речные порты, мосты, тоннели, каналы и т.п.), оставаясь в федеральной собственности, перешли под управление смешанных государственно-частных консорциумов. Были почти полностью отменены федеральные субсидии транспортным предприятиям и существенно сокращены субсидии в сельском хозяйстве. Власти всех уровней в Канаде стали широко привлекать частные фирмы для выполнения на контрактной основе различных работ и социальных услуг, которые прежде были в ведении государственных учреждений[31].

Федеральное правительство отказалось и от применения бюджетных и налоговых рычагов для поддержки деловой активности, невзирая на то, что в первой половине 1990-х гг. страна переживала длительный период высокой безработицы, уровень которой превышал 10% от экономически активного населения. Кредитно-денежное регулирование в тот период было также ориентировано на сдерживание инфляции без оглядки на высокую безработицу.

Несмотря на проведение жесткой бюджетно-налоговой политики в течение первого срока правления, в июне 1997 г. либералам вновь удалось одержать победу на парламентских выборах и второй раз подряд сформировать правительство большинства. В период 1998-2000 гг. оздоровление государственных финансов оставалось одним из ключевых направлений деятельности федеральных властей. В связи с этим значительная часть бюджетных профицитов использовалась для сокращения федеральной задолженности. В то же время второе правительство Кретьена начало постепенно увеличивать ассигнования на некоторые социально-экономические программы, которые были признаны наиболее приоритетными. Прежде всего, стали постепенно восстанавливаться объемы федеральных трансфертов провинциям и территориям на нужды здравоохранения и социального обеспечения. Были созданы новые организационно-финансовые механизмы для развития фундаментальных исследований в государственных научно-технических центрах, стимулирования НИОКР в предпринимательском секторе и активизации нововведений в экономике. Вместе с тем велась подготовка масштабных реформ в налоговой системе, поэтому общий рост расходов оставался под строгим контролем и его темпы отставали от роста поступлений в бюджет[32].