5) Следующий вопрос касается «организмической аналогии», единодушно заклейменной историками. Они неустанно воюют против метафизического, поэтического, мифического и совершенно ненаучного характера утверждения Шпенглера о том, что цивилизации являются своего рода «организмами», которые рождаются, развиваются в соответствии с их внутренними законами и в конечном итоге умирают. Тойнби (например, [67]) всячески старается подчеркнуть, что он не попался на удочку Шпенглера, хотя трудно не заметить, что его цивилизации, связанные биологическими отношениями «усыновления» и «близости», даже (в соответствии с последней [c. 75] версией его системы) в пределах весьма небольших отрезков своего развития мыслятся организмически.
Никто не знает лучше биолога, что цивилизации не есть «организмы». В высшей степени банальным является утверждение, что биологический организм – материальное целостное образование в пространстве и времени – есть нечто иное, чем социальная группа, состоящая из различающихся между собой индивидов, и еще в большей степени отличен от цивилизаций, состоящих из человеческих поколений, материальных продуктов, институтов, идей, ценностей и еще многого другого. Серьезно недооценивают интеллект Вико, Шпенглера (или любого нормального индивида) те, кто предполагает, что они не понимали этого очевидного положения.
Вместе с тем следует отметить, что в противоположность сомнениям историков социологи не питают отвращения к «организмической аналогии», а принимают ее как должное. Приведем в этой связи высказывание Рапопорта и Хорвата [61]: «Вполне оправданно рассматривать реальные организации как организмы, то есть имеется основание полагать, что это сравнение не является чисто метафорической аналогией, подобной той, которая имела хождение в схоластических рассуждениях о политике как о живом теле. В организациях легко усматриваются квазибиологические функции. Они сохраняют себя, иногда воспроизводят себя или дают метастазы; они реагируют на стресс, стареют и умирают. Организации имеют различную анатомию, а те, которые перерабатывают материальные предметы (индустриальные организации), обладают и физиологией».
Приведем теперь мнение Джеффри Виккерса [69]: «Социальные институты растут, восстанавливают и воспроизводят себя, клонятся к упадку, распадаются. В их внешних отношениях много черт органической жизни. Некоторые полагают, что и во внутренних отношениях человеческие институты должны становиться все более организмическими, что человеческое сотрудничество будет в дальнейшем все больше напоминать интеграцию клеток в организме. Я нахожу это предположение неубедительным и малоприятным» (с этим согласен и автор настоящей статьи).
Хейр также считает, что «биологическая модель для социальных организаций, в частности промышленных [c. 76] организаций, означает принятие в качестве исследовательского принципа модели живого организма, а также процессов и принципов, регулирующих его рост и развитие. Это требует поисков закономерных процессов в росте организаций» [36, стр. 272].
Тот факт, что законы простого роста применимы к социальным явлениям, таким, как промышленные компании, процессы урбанизации и разделения труда и т. д., доказывает, что в этом отношении «организмическая аналогия» является вполне корректной. Несмотря на протесты историков, применение теоретических моделей, в частности моделей динамических, открытых и адаптивных систем [49], к историческому процессу действительно имеет смысл. Это не означает «биологизма», то есть сведения социальных понятий к биологическим, а выражает систему принципов, применимую в обеих данных областях науки.
6) Учитывая все сделанные против циклических моделей истории возражения – весьма ограниченный метод исследования, фактические ошибки, вытекающую из таких моделей, необычайную сложность исторического процесса и т. д., – мы тем не менее вынуждены признать, что эти модели удовлетворили все самые серьезные критерии проверки научной теории. Предсказания, сделанные Шпенглером в «Закате Европы», Тойнби, который предвидел время бед и борющихся друг с другом государств, Ортега-и-Гассетом в «Подъеме масс», добавим сюда также предсказания «Прекрасного Нового Мира» и «1984», оказались верифицируемыми в широких пределах и значительно лучшими, чем многие респектабельные модели специалистов социального знания.
Означает ли это «историческую неизбежность» и неумолимый распад мира? И снова морализирующие и философствующие историки, не очень задумываясь, отвечают на этот вопрос. Путем экстраполяции жизненных циклов прежних цивилизаций никто не мог предсказать индустриальную революцию, резкий рост населения, развитие атомной энергии, появление отсталых наций и распространение западной цивилизации по всему земному шару. Но отвергает ли это предлагаемую модель и «закон» истории? Нет, это только говорит о том, что эта модель – как и любая другая модель в науке – отражает только определенные аспекты и моменты [c. 77] реальности. Каждая модель становится опасной только тогда, когда она не передает «ничего, кроме» заблуждения, которое искажает не только теоретическую историю, но и модели механистической картины мира, психоанализа и т. д.
В данном обзоре мы надеялись показать, что общая теория систем, способствуя расширению сферы действия научно-теоретического знания, привела к новым взглядам и принципам и открыла новые, «могущие быть исследованными» проблемы, то есть проблемы, которые могут быть предметом дальнейшего экспериментального или математического изучения. Ограниченность этой теории и ее приложений в их настоящем виде совершенно очевидна. Однако ее принципы, как это показано на примере их применения в различных областях науки и техники, по-видимому, являются в своей основе вполне здравыми.
Список литературы
1 . Ackoff R.L. Games, Decisions, and Organizations // General Systems. Vol. IV. 1959. P. 145–150.
2 . Ackoff R.L. Systems, Organizations and Interdisciplinary Research // General Systems. Vol. V. 1960. P. 1–8 (опубликовано также в: Eckman D.P. (ed.). Systems: Research and Design. New York: Wiley, 1961. P. 26–42; русский перевод см. в настоящем издании).
3 . Arrow К.J. Mathematical Models in the Social Sciences // General Systems. Vol. I. 1956. P. 29–47.
4 . Ashby W.R. General Systems Theory as a New Discipline // General Systems. Vol. III. 1958. P. 1–6 (русский перевод см. в настоящем издании).
5 . Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. 3rd. ed. New York: Wiley, 1958 (русский перевод: Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Иностранная литература, 1959).
6 . Ashby W.R. Principles of the Self-Organizing System // Foerster H. von, Zopf G.W. Jr. (eds.). Principles of Self-Organization. New York: Pergarnon Press, 1962. P. 255–278 (русский перевод – Эшби У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации / Перевод с англ.; под ред. А. Я. Лернера, М.: Мир, 1966, С. 314–343).
7 . Attneave F. Application of Information Theory to Psychology. New York: Holt, 1959.
8. Beer St. Below the Twillight Arch – A Mythology of Systems // General Systems. Vol. V. 1960. P. 9–20 (опубликовано также в: Eckman D.P. (ed.). Systems: Research and Design. New York: Wiley, 1961. P. 1–25; русский перевод: Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М: Наука, 1965. С. 275–314). [c. 78]
9 . Bell E. Oogenesis. C. P. Raven (review) // Science. Vol. 135. 1962. P. 1056.
10 . Bertalanffy L. von. Vom Sinn und der Einheit der Wissenschaften // Der Student. Wien. Vol. 2. 1947. № 7–8.
11 . Bertalanffy L. von. Zu einer allgerneinen Systemlehre. // Biologia Generalis. Vol. 19. 1949. S. 114–129.
12 . Bertalanffy L. von. An Outline of General System Theory. // British Journal for the Philosophy of Science. Vol. 1. 1950. P. 134–165.
13 . Bertalanffy L. von. Biophysik des Fliessgleichgewichts (Translating by W. Westphal). Braunschweig: Vieweg, 1953.
14 . Bertalanffy L. von. General System Theory. // General Systems. Vol. I. 1956. P. 1–10.
15 . Bertalanffy L. von. A Biologist Looks at Human Nature // Scientific Monthly. Vol. 82. 1956. P. 33–41.
16 . Bertalanffy L. von. Problems of Life. An Evolution of Modern Biological and Scientific Thought (1952). New York: Harper, 1960.
17 . Bertalanffy L. von. Principles and Theory of Growth // Nоwinski W.W. (ed.). Fundamental Aspects of Normal and Malignant Growth. Amsterdam: Elsevier, 1960. P. 137–259.
18 . Bertalanffy L. von. Modern Theories of Development: An Introduction to Theoretical Biology (1933). New York: Harper, 1962.
19 . Bertalanffy L. von, Hempei C.G., Bass R.E., Jonas H. General System Theory: A New Approach to Unity of Science // Human Biology. Vol. 23. 1951. P. 302–361.
20 . Bevelton R.J.H., Holt S.J. On the Dynamics of Exploited Fish Populations // Fishery Investigation. Ser. II. Vol. XIX. London: Her Majesty's Stationery Office, 1957.
21 . Boulding К.Е. The Organizational Revolution. New York: Harper, 1953.
22 . Boulding К.Е. Toward a General Theory of Growth // General Systems. Vol. I. 1956. P. 66–75.
23 . Bradley D.F., Calvin M. Behavior: Imbalance in a Network of Chemical Transformation // General Systems. Vol. I. 1956. P. 56–65.
24 . Braу J.R. Notes Toward an Ecology Theory // Ecology. Vol. 9. 1958. P. 770–776.
25 . Bray H.G., White K. Kinetics and Thermodynamics in Biochemistry. New York: Academic Press, 1957.
26 . Buck R.C. On the Logic of General Behavior Systems Theory // Feigl H., Scriven M. (eds). Minnesota Studies in the Philosophy of Science. Vol. 1. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1956. P. 223–238,
27 . Buhler Ch. Theoretical Observations about Life's Basic Tendencies // American Journal for Psychotherapy. Vol. 13. 1959. P. 501–581.
28 . Chorley R.J. Geomorphology and General Systems Theory // General Systems. Vol. IX. 1964. P. 45–55.
29 . Dost R.H. Der Bluispiegel. Kinetik der Konzentrationsablaufe in der Korperflussigkeit. Leipzig: Thieme, 1953.