Смекни!
smekni.com

Адовкатура в России (стр. 41 из 52)

При отказе прокурора от обвинения адвокат, если он представляет интересы потерпевшего, а потерпевший не согласен с прекращением дела, берет на себя задачу поддерживать обвинение. Такой нормы в нынешнем УПК нам обнаружить не удалось, однако это положение может быть выведено из отдельных статей Кодекса.

Так, при полном или частичном отказе государственного обвини­теля от обвинения в ходе судебного разбирательства суд прекращает уголовное дело полностью или в части — ст. 246 ч. 7 УПК РФ. Однако потерпевший имеет право участвовать в судебном разбирательстве, выступать в судебных прениях, поддерживать обвинение (п. 14 — 16 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Потерпевший и его представитель отнесены к учас­тникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения и нигде не сказано, что права потерпевшего могут быть поставлены в зависи­мость от позиции государственного обвинителя.

До судебного разбирательства дела судом присяжных оно проходит этап предварительного слушания, в котором участвует судья, прокурор, обвиняемый и его защитник. Вправе участвовать и потерпевший, а также его представитель. На этом этапе прокурор может уточнить обвинение, отказаться от обвинения, а также рассматриваются ходатайства сторон.

Характер принимаемых судьей постановлений определен ст.325 УПК РФ.

Адвокат должен четко представлять себе разграничение компетен­ции между судней и присяжными заседателями. Последние решают лишь три вопроса:

· имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется под­судимый;

· совершил ли это деяние подсудимый;

· виновен ли подсудимый в совершении этого преступления и заслуживает ли он снисхождения или особого снисхождения — ст.334 УПК РФ.

Все остальные вопросы решаются судьей. Процессуальные же права и обязанности присяжного изложены детально в ст. 333 УПК РФ.

Особую остроту в суде присяжных приобрел вопрос о недопусти­мости доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст.50 ч.2 Конституции РФ). В отступление от этой формулы ст. 435 УПК РСФСР указывала на исключение из разбирательства дела «вся­кого доказательства, полученного с нарушением закона». Есть разница. Многие спорные вопросы сняты ст. 75 УПК РФ: к недопустимым доказательствам относятся те, которые получены «с нарушением тре­бований настоящего Кодекса». Правда, при этом не содержится огово­рок ни о степени достоверности доказательства, ни о существенности допущенного нарушения «настоящего Кодекса». Все это, как и ранее, остается предметом теоретических дискуссий.

Определяя позицию по вопросу признания доказательства недопу­стимым, адвокат должен учитывать, что средства защиты не должны выходить за пределы закона и, как ранее принято было говорить, доброй нравственности, которой на Руси не поощрялось очевидное крючкотворство и взаимное подсиживание.

Крайне важна роль адвоката в формировании скамьи присяжных заседателей с учетом их компетентности, объективности, иных лич­ных качеств и пристрастий. Любому присяжному заседателю адвокат может заявить мотивированный отвод. Возможен и безмотивный отвод присяжных стольких, чтобы их осталось не менее четырнадцати (о формировании скамьи присяжных см.: ст. 328 УПК РФ).

Судебное следствие и участие в нем адвоката имеет некоторые осо­бенности в суде присяжных. Так, начинается оно со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника, которые выс­казываются об обвинении и порядке исследования доказательств. Зап­рещается исследовать факты прежней судимости, признания подсуди­мого хроническим алкоголиком или наркоманом и пр. (см.: ст. 335 УПК РФ). Прения сторон проводятся в обычном порядке, однако без упоминания обстоятельств, которые обсуждались в отсутствие при­сяжных заседателей (в частности, о судимостях подсудимого, об ис­ключенных из разбирательства доказательствах).

Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату, председательствующий формулирует вопросы, на которые они должны дать ответ в своем вердикте. Защитник, как и представитель потерпевше­го, вправе предложить свои формулировки вопросов и поправки к воп­росам председательствующего. После вынесения вердикта возможно во­зобновление судебного следствия по основаниям, указанным в ст. 344 УПК РФ, в обсуждении которых адвокат вправе принимать активное участие.

Если оглашен вердикт о невиновности подсудимого, последний немедленно освобождается из-под стражи. Правовые последствия вердикта, признавшего подсудимого виновным, обсуждаются сторонами без участия присяжных заседателей.

Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются в Судеб­ную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. Основания для отмены или изменения решений суда присяжных Судебной кол­легией те же, что и для кассационного обжалования и опротестования не вступивших в законную силу иных приговоров.

Однако оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта может быть отменен по представлению про­курора либо по жалобе потерпевшего или его представителя лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничивали право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств, либо повлияли на содержание постав­ленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них (ст. 385 ч. 2).

По основаниям, предусмотренным ст.409 УПК РФ, возможен пере­смотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных. Правила надзорного производства явля­ются общими (см.: главу 48 УПК РФ).

Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией уголовно-процессуальной формы

· Общие положения о дифференциации уголовно-процессуальной формы.

· Упрощение процедур по отдельным категориям дел, не представляющим большой общественной опасности (процедуры примирения обвиняемого и потерпевшего; дела так называемой протокольной формы).

· Категории дел, расследуемые и рассматриваемые с соблюдением дополнительных процессуальных гарантий (производство по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера). Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

· Процессуальный статус (права и обязанности) адвоката-защитника и адвока­та-представителя потерпевшего в судопроизводстве по делам с упрощенной и усложненной процессуальной формой.

· Методические приемы работы адвоката по этим делам. Общение с законными представителями несовершеннолетних обвиняемых (потерпевших) и лиц, страда­ющих заболеваниями, ограничивающими или исключающими их вменяемость.

· Использование сведений, полученных от психически больных лиц, интеллектуаль­но отсталых в развитии несовершеннолетних обвиняемых и их законных представителей для выявления доказательств и заявления ходатайств.

На протяжении десятилетий в отечественной юридической литера­туре отстаивалась идея единства процессуальной формы, т.е. порядка производства процессуальных действий при расследовании и рассмот­рении уголовных дел. Главные соображения при этом сводились к тому, что любые упрощения процедуры связаны с опасностью сниже­ния процессуальных гарантий прав личности и злоупотреблениями органов дознания и предварительного следствия. Однако дифференци­ация формы в той или иной мере была всегда: речь идет о дополни­тельных процессуальных гарантиях по делам несовершеннолетних, пси­хически больных, лиц, не владеющих языком судопроизводства, либо привлеченных за преступления, грозящие высшей мерой наказания.

По делам частного обвинения, как известно, не предусмотрено проведение предварительного следствия. В 70-х годах XX в. была введе­на так называемая протокольная форма досудебной подготовки мате: риалов, которая предполагалась изначально для использования по де­лам о мелком хулиганстве и малозначительных хищениях. Затем она расширялась, охватывая досудебную подготовку по нескольким де­сяткам составов преступлений (см.:ст.414 УПК РСФСР).

Подготовка материалов в протокольной форме осуществлялась ор­ганом дознания в десятидневный срок. При этом устанавливались об­стоятельства совершения преступления (отнесенного к категории ма­лозначительного и не представляющего большой общественной опасности), личность правонарушителя, от него и от очевидцев отби­рались объяснения, истребовались справки о прежних судимостях пра­вонарушителя, характеристики с места учебы или работы, с места жительства.

Об обстоятельствах правонарушения составлялся протокол, в кото­ром отражались данные о преступлении и правонарушителе, доказа­тельства его виновности с указанием юридической квалификации де­яния. К протоколу приобщались все материалы и список лиц, подлежащих вызову в суд. Все эти документы по утверждению прото­кола начальником органа дознания и с санкции прокурора направля­ются в суд. Постановление судьи о назначении судебного заседания направляется подсудимому, который знакомится с материалами и осу­ществляет свое право на защиту в обычном порядке.

Судебное разбирательство проводилось судьей единолично не по­зднее чем в четырнадцатидневный срок с соблюдением общих усло­вий и правил судебного разбирательства. Также по общим правилам решаются вопросы участия защитника и представителя потерпевшего (ст.47, 51, 53 и др. У ПК РСФСР).

В обычном порядке осуществлялось кассационное обжалование при­говора и подача жалобы в порядке надзора. Протокольная форма досу­дебной подготовки материалов не применялась по делам о преступле­ниях несовершеннолетних.

Ныне с принятием УПК 2002 г. производство в протокольной фор­ме стало достоянием истории. Дознание даже в условиях сокращенных сроков осуществляется с соблюдением необходимых процессуальных гарантий и завершается обвинительным актом (ст. 225 УПК). Мировые судьи рассматривают дела частного обвинения и отнесенные к их под­судности дела с обвинительным актом в обычном порядке, за некото­рыми исключениями, не касающимися проблем осуществления права на защиту.