Смекни!
smekni.com

Адовкатура в России (стр. 8 из 52)

Органами Союза являются: ассамблея, формируемая из делегатов региональных и национальных отделений, которая утверждает устав, избирает президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет пе­чатное издание — газету «Адвокат».

В сентябре 1994 г. ряд коллегий адвокатов России провели учреди­тельный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафикси­ровали не только объединение российских адвокатов, но и утверди­ли свой устав. Этот Союз объединил 52 региональные коллегии адвокатов.

Федеральный союз адвокатов в отличие от Международного со­юза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказа­ние квалифицированной правовой помощи гражданам и организа­циям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитию инсти­тута адвокатуры.

Соответственно этим целям определяются конкретные задачи и фор­мы деятельности Союза.

Его руководящими органами являются: съезд, исполком, прези­дент. Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства союза складываются из членских взносов, добровольных пожерт­вований, доходов от издательской и иной деятельности.

Во многих своих положениях устав Федерального союза адвокатов России напоминает устав Международного союза адвокатов, что вполне естественно, ибо отдельные задачи и цели их деятельности совпадают. Московской городской коллегией адвокатов с 2000 года издается журнал «Вопросы адвокатуры».

Параллельно Федеральному союзу адвокатов действует на террито­рии России аналогичный союз, именуемый Гильдией российских ад­вокатов (далее — Гильдия), также имеющей свой устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г. По сути, Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, со­зданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середи­не 90-х годов XX в., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.

Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет колле­гий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, президиум Гиль­дии, ревизионная комиссия. Устав Гильдии подробно описывает функ­ции и порядок деятельности этих органов.

Ее цели и задачи — конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и уставов союзов адвокатов. Издает «Вест­ник Гильдии российских адвокатов» и журнал «Российский адвокат».

Была попытка создания еще одного союза адвокатов России, на базе нескольких коллегий субъектов федерации под названием «Ассо­циация адвокатов России» (Саратов).

Практика показала, что существование нескольких адвокатских ассоциаций (союзов) на территории одного государства влечет с не­избежностью ряд отрицательных последствий: разнобой мнений при решении одних и тех же вопросов жизни адвокатуры, усложнение представительства адвокатуры в органах законодательной, исполни­тельной и судебной власти, снижение в конечном счете престижа объединений.

Понимание этого привело к решению о необходимости объедине­ния указанных союзов в единый Федеральный союз адвокатов Рос­сии, что и произошло в начале 2000 года.

Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Обще­российской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов (регионального) России, принятом 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.

Устав ФСАР представляет собой детально разработанный норма­тивный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, пра­ва и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо «содействие дальнейшему укреплению и развитию независи­мой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия форми­рования правового государства».

В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требую­щих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ опре­делены положением о нем, проект которого был вынесен на обсужде­ние адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содру­жества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российс­кой Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум[9] о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвока­туры Российской Федерации. Целями Федерального Совета адвока­туры объявлены:

· координация деятельности адвокатских объединений и коллегий адвокатов;

· обеспечение представительства интересов всех российских адво­катов на федеральном уровне;

· повышение эффективности оказания квалифицированной юри­дической помощи и создание благоприятных условий для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граж­дан и организаций;

· обеспечение правовой защиты самих адвокатов.

Участники совместного заседания, в частности, постановили[10]:

1. На период до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих структуру орга­нов и деятельность адвокатуры в России и между съездами адво­катов России, Федеральный Совет адвокатуры Российской Феде­рации считается единым координирующим органом самоуправления адвокатуры.

2. Избрать персональный состав Федерального Совета адвокатуры Российской Федерации на паритетных началах от Гильдии российс­ких адвокатов, Федерального союза адвокатов России и от Между­народного союза (содружества) адвокатов в количестве 15 человек, а также двух сопредседателей из их числа.

3. Все решения Федерального Совета адвокатуры принимаются на основе консенсуса. В случае разногласий при решении тех или иных вопросов жизнедеятельности адвокатуры, обсуждение переносится на совместное заседание Исполкома Гильдии российских адвокатов и Пре­зидиума Федерального союза адвокатов России с участием представи­телей Международного союза (содружества) адвокатов.

4. В целях создания единой правовой базы деятельности адвока­туры в Российской Федерации, а также для последующего законо­дательного закрепления сложившихся на практике единых правил профессиональной адвокатской этики возложить на Федеральный Совет адвокатуры функции координирующего органа по подготов­ке проектов федеральных законов и нормативных актов, имеющих отношение к вопросам адвокатской деятельности.

5. Приступить к подготовке проектов документов, устанавливаю­щих единые принципы и правила адвокатской деятельности на терри­тории Российской Федерации:

· правил приема, перевода и отчисления членов коллегий адвокатов;

· правил адвокатской профессиональной этики;

· норм внутреннего трудового распорядка;

· единой формы официальных документов, дающих право на занятие адвокатской деятельностью, в том числе свидетельств, удостоверений, договоров на оказание юридической помощи и других;

· единых правил приема и трудовой деятельности стажеров и по­мощников адвокатов;

· единых правил создания новых коллегий и консультаций.

6. Обратиться в Министерство юстиции РФ с просьбой о при­остановлении выдачи согласований на вновь образуемые коллегии адвокатов.

Таким образом, процесс объединения региональных коллегий ад­вокатов, начавшийся в годы «перестройки» практически можно счи­тать завершенным. Его положительный результат должен был сказать­ся в обеспечении надлежащего функционирования коллегий адвокатов, повышении их роли в общественной и государственной жизни, в со­вершенствовании правовой защиты населения и общей юридической культуры.

Реальное практическое достижение объединений адвокатов России можно увидеть в проведении съездов адвокатов, связанных с обсужде­нием насущных вопросов адвокатуры, прежде всего вопросов совер­шенствования законодательства об адвокатуре. В частности, адвокатской общественности, активно выступившей против попыток ограничения полномочий органов адвокатуры по самоуправлению, попыток огосу­дарствления адвокатуры, многое удалось. Принятый Федеральный за­кон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» в этом плане благоприятно отличается от варианта, представленного в Государственную Думу президентской комиссией в начале 2001 г.

Новый закон, к сожалению, проигнорировал сложившиеся адво­катские ассоциации. Им предложена работа с чистого листа: проведе­ние Всероссийского съезда адвокатов и создание Федеральной пала­ты адвокатов Российской Федерации (ст. 35, 36). При этом подчеркивается, что «образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты адвокатов, не до­пускается» (ст. 35 п. 4).

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, как орган адвокатского самоуправления, создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, мест­ного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи (ст. 35).

Всероссийский съезд адвокатов избирает совет Федеральной пала­ты в количестве 36 человек, принимает устав палаты и кодекс профессиональной этики адвоката, определяет размер отчислений адво­катских палат на общие нужды Федеральной палаты, утверждает сме­ту расходов, избирает ревизионную комиссию и пр.