Смекни!
smekni.com

Конспект учебника Новицкого И.Б., Римское право, 1993 (стр. 6 из 12)

Сервитут – «нетелесная составная вещь» по Гаю.

Сервитут защищался особым иском о праве пользования.

2) узуфрукт – один из личных сервитутов, пожизненное право одного на использование вещи (с правом на плоды и с обязанностью сохранения) при формальном обладании правом собственности другим

3) эмфитевзис – отчуждаемое наследуемое право долгосрочного пользования чужой землей, право собственности на землю юридического собственника становится фактически номинальным; основой была долгосрочная наследуемая сдача в аренду гос.земель и земель корпораций (при Юстиниане под термином «эмфитевзис» стали понимать и такую аренду)

В отличие от узуфрукта эмфитевзис позволял перепрофилировать использование земли без ухудшения ее качества. За собственником – право преимущественной покупки эмфитевзиса на землю в течение 2 месяцев (пользователь был обязан уведомлять о намерении продать участок) и право получения 2% покупной цены.

Кроме арендной платы собственнику уплачивался также государственный земельный налог. Невнесение аренды в течение 3 лет прекращало эмфитевзис.

Иски для защиты эмфитевзиса – аналогичные искам для защиты права собственности.

4) суперфиций – аналоги эмфитевзиса: отчуждаемое наследуемое право возведения строения и пользования строением на чужой земле; собственность на строение – у собственника участка по общему правилу «привязки» строений к земле. Приемлемые особенности эмфитевзиса (вероятно, преимущественная покупка, уплата аренды, иски) справедливы для суперфиция.

5) залоговое право – право преимущественного обращения взыскания на заложенную вещь, независимо от того, продолжает ли она принадлежать залогодателю на момент иска (т.е. – «абсолютная» защита залогового права, по отношению к любому, у кого в собственности находится предмет залога на момент предъявления иска).

Цель залога – обеспечить уверенность, что имущества не исполнившей своих обязательств стороны на момент иска будет достаточно для возмещения ущерба, назависимо от прочих исков третьих лиц к нарушившей стороне.

Залоговое право – дополнительное («акцессорное») по отношению к основному праву, обеспеченному залогом.

Первоначально объект залога передавался манципацией в собственность залогодержателю с оговоркой об обязанности возврата в собственность залогодателя при исполнении им своих обязательств. В случае продажи вещи залогодержателем залогодатель имел возможность требовать только возмещения ущерба, но не саму вещь. Кроме того, залогодатель был в невыгодном положении, т.к. объект залога мог многократно превышать сумму неисполненного обязательства.

Другая форма залога – с передачей не в собственность, а в «держание» (пользовавшееся при залоге владельческой защитой) с обязательством вернуть вещь при исполнении обязательств. Здесь проблемы могли возникнуть у залогодержателя: если он утрачивал вещь, то ему было сложно истребовать ее.

Общая сложность для обоих вариантов – невозможно пользование залогодателем заложенной вещью (а вещь могла бы помочь исполнить основное обязательство, если она являлась орудием труда).

В классический период в преторском эдикте возникает ипотека – наиболее развитая форма залога: собственность и владение – у залогодателя, а у залогодержателя – право истребования вещи у любого нового собственника при неисполнении обязательства, ее обязательной продажи с торгов и удержания из выручки долга залогодателя (остаток выручки поступал собственнику предмета залога).

Одной из форм традиционного залога был запрет в договоре для арендатора замели вывозить с нее всё, что он на нее ввез – в обеспечение своевременного взноса арендной платы. Арендодатель был защищен преторским интердиктом в смысле наличия права требования ко всем новым собственникам в отношении того, что арендодатель все-таки вывез с арендованной земли. Этот абсолютный иск впоследствии был распространен на все иные обязательства.

Допускался вторичный залог уже заложенной вещи, если ее стоимость покрывала все обеспечиваемые обязательства. Требования залогодержателей удовлетворялись в хронологическом порядке получения вещи в залог. Неудовлетворенные залоговые требования превращались в непогашенные обязательства залогодателя. Для права выбора наиболее выгодного момента для продажи любой залогодержатель n-го ранга мог предложить залогодержателю 1-го ранга заранее удовлетворить его требование к предмету залога.

Впоследствии предметом залога стали обязательство и вообще всё, что может быть предметом продажи.

В период абсолютной монархии был издан рескрипт, устанавливающий первоочередное право для письменного залога при трех свидетелях (или в присутственном месте) по отношению к устным.

Для залогодержателя проблемой были залоговые права в силу закона, которые были и оставались удовлетворяемыми в первую очередь.

Прекращение залогового права:

1) при гибели предмета залога,

2) совпадение в одном лице залогодержателя и собственника,

3) прекращение обеспеченного залогом обязательства.

Виды обязательств (из договора, из причиненного вреда (правонарушения, деликта), как бы из договора, как бы из деликта)

По законам 12 таблиц должника, не способного исполнить обязательство, связывали веревками и цепями (15 фунтов), кредитор мог захватить его даже без суда, убить, продать в рабство. С 4в. до н.э. убийство или продажа должника в рабство были запрещены, однако возможность задержания должника осталась, «оковы» стали выражаться в имущественной ответственности.

Обязательство не устанавливает право собственности, пользования и т.п., а содержит в себе право кредитора требовать передачи этих прав. Соответственно, обязательство рассчитано на прекращение, тогда как собственность и т.п. – на продолжение, на длительное время.

Иск и принудительное взыскание – средство принуждения должника к исполнению обязательства. Обязательства, не пользующиеся исковой защитой, но юридически значимые (в принципате) – «натуральные» (например, денежный заем, выданный подвластным сыном без разрешения домовладыки). По натуральным обязательствам не допускалось, например, востребование обратно произведенного платежа, независимо от того, имел ли кредитор право на получение платежа или платеж был совершен по ошибке.

Основное деление обязательств: из договора и из правонарушения (из деликта).

Основное в обязательстве из деликта – идея штрафа, наказания (например, по наследству деликтные обязательства не переходили, кроме случая перехода по наследству обогащения вследствие правонарушения).

Обязательства не из договора и не из деликта – «прочие», в которых можно выделить «как бы из договора» (договора нет, но обязательство очень напоминает договорное: ведение дел по собственной инициативе – близко к поручению) и «как бы из деликта» (по закону правонарушения нет, но случай сходен с обязательством из деликта) (хотя такой классификации в Риме формально не существовало).

Виды договоров: реальные, вербальные, литеральные, консессуальные, безыменные, пакты

Понятие «сделки» в Риме определено не было: были только конкретные договоры.

Односторонняя сделка: завещание, принятие или отказ от наследства.

Двусторонняя сделка – «договор» (который не всегда предполагается установление обязательства: передача вещи не порождает обязательства, если обязанность уплатить не оговорена).

Однако сам договор (двусторонняя сделка) может быть и односторонним договором, если обязательство устанавливается только для одной стороны (например, заем устанавливает обязательство только одной стороны).

Договоры:

1) контракты – договоры, признанные цивильным правом и снабженные исковой защитой,

Основные формы договоров по классификации Гая (в каждой группе – строго определенные типы договоров):

- вербальные (устные),

Основной вербальный контракт – стипуляция: вопрос об условии договора и ответ-согласие (до классического периода – обязательно развернутый, повторяющий суть вопроса). С 5 в. н.э. – допустимость выражения согласия любыми словами. Формализм также смягчается: «даешь 100?» - «даю 50» при Гае трактовалось как недостижение согласия, а в Дигестах 4в. н.э. трактуется как согласие с меньшей суммой.

Непосредственное участие сторон в стипуляции сохранялось и после Юстиниана.

Стипуляция порождала одностороннее обязательство из-за своей сути.

Обязательство из стипуляции носило абстрактный характер: договор имел силу независимо от того, достигли ли с его помощью стороны запланированных целей, если эти цели не фигурировали в самой стипуляции. Поэтому стипуляция была удобна для новаций: доказав стипуляцию, можно было требовать исполнения независимо от основного договора, если в стипуляции он не фигурировал.

В классический период стипуляция – основная форма заключения договоров. Тогда же появилось письменное оформление стипуляции (что не делает стипуляцию литтеральным контрактом – см. ниже).

«Добавочной» стипуляцией могли устанавливаться отношения поручительства с третьим лицом, также присутствующим при заключении основного договора (обычно с целью эксплуатации того, за кого поручался, или за голос на выборах, или через иное влияние). Поручитель имел не только право регресса, но и в некоторые периоды – право регресса в двойном размере. Поручительство не рассматривалось как субсидиарное: кредитор, не получивший своевременного исполнения мог по своему выбору обратить взыскание либо на поручителя, либо на основного должника.

- литтеральные (письменные)

Литтеральный контракт до классического периода оформлялся после достижения устного соглашения путем внесения записей о возникновении или погашении долга (или переводе долга на третье лицо) одновременно в приходно-расходных книгах кредитора и должника (и третьего лица при переводе на него долга).