Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в Конституции РФ:
признаются: частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;
все формы собственности защищаются ровным образом.
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не одинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.
Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.
Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции. В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.
Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа,
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление в Конституции свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек-государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелировал людей, перекрыл пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.
Все ветки власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных нормами международного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а то существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол.
Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее никто уже не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма ( ХVII- XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего народную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять .[ 1 ].
Принцип разделения властей как центральный институт ограничения государственной власти, а тем самым и неотъемлемый признак конституционного строя заслуживает более подробного рассмотрения. Основная характеристика конституционного строя - признание того, что народ является «носителем суверенитета и единственным источником власти» (Ст. он осуществляет власть непосредственно или через систему представительных органов. Принцип этот - необходимый, но не достаточный. Существенно, что требование ограничения власти - непременное условие создания конституционного строя- относится и к власти, выражающей волю большинства. Сама эта воля не может быть абсолютной, безграничной, «самодержавной». Институциональным инструментом ограничения такой власти служит разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. [ 5 ] .
... Когда власть обещает новую основу для упорядочения жизни государства и общества, а в итоге внутриполитической борьбы страна получает государственный переворот, из которого возникает нечто сомнительное, то начинается массовое обесценение идей конституционализма. Остановить этот пагубный ход вещей может лишь легитимная, общая для всех нас Конституция Республики Беларусь.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации : Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М.,1996г.
Четвернин В.А. Демократическое правовое государство : введение в теорию. Москва,1993 год.
Профессор Коваленко А.И. Конституционное право России : схемы, комментарии - М., Право и закон,1996 год.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) .- М.: Изд-во «Юрист» ,1994 год.
Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект . //Вопросы философии. 1995 год, № 10, с.3