Смекни!
smekni.com

Права и свободы человека и гражданина (стр. 3 из 18)

После первой мировой войны укрепилось мнение о том, что соблюдение прав человека требует международный гарантий и отдельным правительствам не под силу этого обеспечить. Хотя в мандате Лиги наций, первой универсальной межправительственной организации, созданной после первой мировой войны, не было упоминания о правах человека, Лига предпринимала попытки обеспечить защиту прав человека, используя международные средства. Однако сфера ее интересов была ограничена, прежде всего, установлением определенных гарантий защиты меньшинств в нескольких странах.

Стандарты, определяющие условия труда промышленных рабочих, созданные в начале XX века, стали объектом международных соглашений, разработанных Международной организацией труда, учрежденной в 1919 году.

Международная конвенция об отмене рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года[21], подвела итог многолетним усилиям, направленным на отмену рабства. Первые конвенции по защите беженцев были приняты в 1933 и 1938 годах. Однако, несмотря на все эти события, «международное право о правах человека, как таковое, в период между двумя мировыми войнами так и не появилось»[22].

Тоталитарные режимы, установившиеся в 20-30 годах, серьезно нарушали права человека в собственных странах. Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная необходимость в международных документах, которые кодифицировали и защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Кроме того, возникла острая необходимость создания механизма международной защиты прав человека на межугосударственном уровне. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин»[23]. Статья 1 Устава как одну из задач ООН определяет осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[24], то есть официально утверждает принцип недискриминации.

Положения Устава имеют силу позитивного международного права, так как сам Устав является межгосударственным договором, и, следовательно, документом, юридически имеющим обязательную силу.

Все члены ООН должны выполнять в духе доброй воли обязательства по развитию уважения к правам человека и обеспечению реализации этих прав на практике в сотрудничестве с ООН и другими странами. В то же время, Устав не конкретизирует само понятие «права человека» и не устанавливает специальных механизмов по выполнению государствами – членами этих положений.

Задача разработки Международного Билля прав человека, который определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена на Комиссию по правам человека, созданную в 1945 году. Важный шаг в разработку Международного Билля прав человека был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы»[25]. Составной частью Билля также являются принятые в последствии (в 1966 году) два Международных Пакта – Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему. О них мы будем говорить ниже.

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать»[26].

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

А в п. 2 Воззвания Тегеранской конференции по правам человека, принятого 13 мая 1968 года на Международной конференции по правам человека, было заявлено, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества»[27].

На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства, независимо от его политической, экономической и культурной систем, является содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав» (Преамбула, пункт 8 Венской декларации и программы действий)[28].

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические консти­туции при самом полном перечислении прав и свобод в зак­лючение признают, что перечень не является исчерпываю­щим, т. е что за человеком и гражданином остаются и дру­гие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Россий­ской Федерации основных прав и свобод не должно толко­ваться как отрицание или умаление других общепризнан­ных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы по­пасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то дан­ную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституци­онного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и сво­бодами понимаются «наиболее важные права и свободы че­ловека и гражданина, раскрывающие естественное состоя­ние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [29].

Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

1.2. Права человека и права гражданина

«Права человека» и «права гражданина» как две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Объем прав, входящих в единый пра­вовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не яв­ляется традиционным для нашего конституционного регулиро­вания, которое сводило положение человека только к его взаи­мосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Определяя различия между человеком и граж­данином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечело­веческие ценности, которые были утверждены в результате бур­жуазных революции и нашли свое воплощение в законодатель­ных актах, впервые в истории человечества закрепивших ра­венство, свободу, право на счастье, — Декларации независимо­сти 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое раз­граничение ввела французская Декларация.

В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского об­щества и государства, преодолевает одностороннее рассмотре­ние человека в его взаимосвязи только с государством, расши­ряет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отво­дится автономное поле деятельности, где движущей силой выс­тупают его индивидуальные интересы» [30]. Реализация таких инте­ресов осуществляется в гражданском обществе, основанном па частной собственности, семье, неси сфере личной жизни, и опи­рается на естественные нрава человека, принадлежащие ему от рождения.

Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в граждан­ском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее ав­тономии и независимости от любого незаконного вмешатель­ства.