Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной
жизни, сохранение личных и семейных тайн допущены при отбывании наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). На наш взгляд, в Конституции РФ следовало бы оговорить, что такого рода ограничения могут быть введены лишь федеральным законом.
В исправительно-трудовых учреждениях допускаются так называе-
мые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не
нужны какие-либо конкретные основания), осуществляются цензура
корреспонденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также
досмотр вещей и одежды лиц, входящих в ИТУ и выходящих из него
(статья 22 НТК РСФСР).
Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполня-
ющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не отменил ограничения, установленные ИТК РСФСР, и подтвердил право работников ИТУ на проведение режимных обысков и досмотров (пункт 6 статьи 14) .
В уголовном процессе допускается разглашение сведений о частной
жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств подлежащих доказательству по уголовному делу (однако никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (см. комментарий к статье 21 Конституции). Обстоятельства частной жизни могут быть установлены экспертизой (например, импотенция), освидетельствованием (например, физические дефекты), личным обыском и выемкой в помещениях (дневники, личные бумага и т.п.), осмотром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.
УПК РСФСР не устанавливает критериев и пределов применения принуждения при собирании сведений о частной жизни граждан. В частности, не установлено, можно ли принудительно проводить экспертизу и освидетельствование потерпевших и. свидетелей, в принудительном порядке получать образцы для исследования, не определен круг лиц, переписка которых может быть подвергнута аресту, осмотру и выемке.
7. Я – как носитель субъективного права
Я, как и все остальные люди, являюсь носителем субъективного права на тайну.
У меня, как и у всех остальных людей есть частная жизнь.
В частности, это моя жизнедеятельность в сфере семейных, бытовых, личных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан;свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношении; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения.
Домашний уклад, интимные привязанности, личные симпатии и
антипатии также охватываются понятием частной жизни. Все, что происходит в жилище, не может прослушиваться и предаваться гласности.
Семейный бюджет, распоряжение личной собственностью и денежными вкладами, само их наличие — все это также сфера моей частной жизни. Это те стороны моей личной жизни, которые я в силу своей свободы не желаю делать достоянием других.
Она отражает мое естественное стремление иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз.
Я имею право пользоваться всем набором средств и методов защиты конституционного права.
Но, и как и все остальные люди, я обладаю рядом ограничений в реализации этого права.
Заключение
В данной работе, я попытался более подробно рассказать о таком конституционном праве как право на тайну, о ее конституционном закреплении и соответствии международным стандартам.
Также попытался дать более широкое определение частной жизни, ее видам (личные и профессиональные), определить субъект права.
Попробовал рассмотреть каким же образом осуществляется механизм реализации и юридические гарантии данного конституционного права.
Также сделал попытку найти некоторые препятствия и ограничения реализации права на тайну в Российской Федерации.
Попытался описать себя как носителя данного субъективного права.
Подводя итог данной работы, хотелось бы подчеркнуть, что данное право реализуется у нас в стране и находится под защитой государственной власти, но все же обладает рядом ограничений.
1. Баглай М.В., Габчиридзе Б.Н.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – КОДЕКС, 1996. – С.512.
2. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
3. Конституция Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, - 2000. – С.48.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. Акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, - 1997. – С.716.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
6. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 25 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г// Собрание законодательства Российской Федерации – 1995. - №51.
7. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности р Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. №2487-1.
8. Закон РФ «Об оперативно–розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. №144-ФЗ.ъ\
9. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473 – 1.
10. Федеральный Конституционный закон « О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 9.
11. Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР.
[1] Конституция РФ 1993 г. ст. 2
1 Междунарожный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах». Ст.2.Ч.2.
2 Междунарожный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».
Ст.17.Ч.3.