Смекни!
smekni.com

Правовое положение иностранных граждан в РФ (стр. 4 из 6)

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет по­стоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства содержат изъятия из действия прин­ципа личного закона лица в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в РФ иностранные гражда­не и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно дееспособными в по­рядке, установленном нашим законодательством.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется законодательством дого­варивающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 23).

Правовые режимы для иностранных граждан

В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, ус­тановленных в государстве для иностранцев. В этой связи суще­ствует необходимость более подробно разобраться в вопросах, свя­занных с сущностью и содержанием этих режимов.

Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как ус­тановленный и контролируемый государством порядок приобрете­ния и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.

В литературе по международному и государственному (консти­туционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетани­ях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наи­большего благоприятствования.[13]

1. Национальный режим

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль­ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление нацио­нального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич­ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

По соглашению между СССР и Францией о торго­вых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. француз­ские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица на­иболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посред­ников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности ино­странцев носит безусловный характер, то есть он пре­доставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности[14].

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обыч­но соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязаннос­тях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.

В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на тер­ритории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к ино­странному гражданству. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства поль­зуются в России гражданской правоспособностью нарав­не с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

2. Специальный режим

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые прави­ла обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущ­ность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государ­ством иностранцам.

Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане опре­деленных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15]. Сегод­няшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Свя­зано это с тем, что наше государство по вполне понятным причи­нам стремится форсировать поступление в экономику страны ино­странных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного конт­роля.

Помимо этого, с целью максимального использования потен­циала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в кото­рых предоставляются дополнительные льготы.

3. Режим наибольшего благоприятствования

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользу­ются или будут пользоваться граждане любого третьего государ­ства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды пра­вового режима обычно не применяются к иностранцам, пользую­щимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее время национальный режим широко распростра­нен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничи­тельных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российс­ким гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер. Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека. Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?

Границы применения национального режима

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иност­ранцы пользуются практически всеми правами наравне с российс­кими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают соб­ственные граждане и иностранцы. Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.[16]

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностран­цев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и вы­бор места жительства, что в принципе соответствует нормам меж­дународного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого приме­нения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иност­ранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право член­ства в политических партиях. Эти права связаны с участием в по­литической жизни государства, в управлении государственными де­лами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностран­ные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических прав суще­ствуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерчес­кой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются раз­личные объяснения необходимости таких ограничений (соображе­ния государственной безопасности, особые экономические интере­сы государства, обеспечение суверенных прав государства на на­циональные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыб­ных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).

Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических проблем и необходимос­ти привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, тех­нологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продол­жают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, опреде­ляющим в этой области должен стать критерий максимально воз­можного приближения к национальному режиму, но не исключа­ющий установления в ряде случаев разрешительной (лицензиро­ванной) системы допуска.