Правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между решением спора – конкретным применением нормы – и общими принципами права. Искусство юриста в странах романо-германской правовой системы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетом необходимости указанного равновесия. Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики, но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь к конкретной ситуации.
Концепция правовой нормы, преобладающая в странах романо-германской правовой системы, обусловливает существование значительно меньшего числа правовых норм, чем в странах, где степень обобщения правовой нормы находится на более низком уровне и где норма предусматривает конкретные детали ситуации. Право в странах романо-германской правовой системы состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями.
Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права – значит противоречить всей романо-германской традиции.
Во всех странах романо-германской правовой системы практика в конечном счете следует средним путем, который носит эмпирический характер, и изменяется в зависимости от судей, эпохи и отрасли права. Законодательные тексты часто рассматриваются преимущественно как своего рода путеводители в поисках справедливого решения, а не как строгие приказы толковать и решать определенным образом.
2. Семья общего права
2.1. Английское право
Зародившаяся много веков назад в Англии, система общего права получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружества наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права.
Изучение общего права должно начинаться с изучения английского права. Общее право – это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории, а эта история до XVIII века – исключительно история английского права. Английское право действительно занимает доминирующее место в семье общего права. И не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право, но и во многих других странах английское право продолжает быть моделью, от которой, конечно, можно отклоняться в ряде вопросов, но которая в целом принимается во внимание и почитается.
Английское право в отличие от континентального развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении. Для юристов континентальной Европы английское право всегда представляется как нечто странное и необычное. На каждом шагу они сталкиваются с правовыми институтами, процедурами и традициями, которым невозможно подыскать аналогов в привычном мире правовых понятий континента. Наоборот, они с сожалением констатируют, что в английском праве отсутствует многое из того, что кажется им само собой разумеющейся предпосылкой для нормального отправления правосудия, как, например, ГК, торговый кодекс, Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), логичная и выстроенная по единой схеме система понятий. Вместо этого они видят юридическую технику, основу которой составляют не тексты законов и их толкование и не система юридических понятий, опосредующих явления социальной жизни и служащих инструментом их классификации. Для английских юристов более характерным является стремление систематизировать прецеденты. Они склонны детально обсуждать жизненные проблемы и аргументировать свои выводы, опираясь скорее на конкретные и исторические факты, нежели на абстрактные понятия.
Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву.
Общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью. Оно получало толчок для своего развития тогда, когда порядок в стране находился под угрозой или когда какие-либо важные обстоятельства требовали или оправдывали вмешательство королевской власти. В этих случаях оно как бы приобретало черты публичного права, так как споры частного характера интересовали суды общего права лишь в той степени, в какой они затрагивали интересы Короны или королевства. Влияние же римского права на английское общее право на протяжении всей истории его развития было крайне незначительным и не коснулось его основ.
С точки зрения известных делений права в отличие от романо-германского права в английском праве нет ни деления на право публичное и право частное, ни деления на гражданское право, торговое право, административное право, право социального обеспечения. Вместо этого в английском праве существует деление в первую очередь на общее право и право справедливости.
Право справедливости – это совокупность норм, которые создавались судом канцлера, с тем чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права, ставшую недостаточной. Со временем право справедливости если и не стало полностью, то проявило тенденцию к тому, чтобы стать совокупностью дел, рассматриваемых путем письменной процедуры, а общее право предстает как совокупность дел, рассматриваемых по прежней устной процедуре. Общее право включает помимо уголовного договорное право, вопросы гражданской ответственности (правонарушения). Право справедливости включает, в свою очередь, разрешение споров о недвижимости, доверительной собственности, о торговых товариществах, дела, связанные с несостоятельностью, с толкованием завещаний и ликвидацией наследства.
Общее право характеризуется специфическими источниками. Это «право судебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Английская норма права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято. Такую норму права нельзя сделать более общей и абстрактной, так как это глубоко изменит сам характер английского права, превратит его в право доктринальное. Англичане весьма сдержанно относятся к такой трансформации: они воспринимают нормы, изданные законодателем, как бы ясны они не были, только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой. Таким образом, практика как бы заменяет в системе источников права нормы, изданные законодателем.
Английское право, созданное исторически Вестминстерскими судами (общее право) и канцлерским судом (право справедливости), является правом судебной практики не только по своему происхождению. Так как влияние университетов и доктрины в Англии было значительно слабее, чем на континенте, а общий пересмотр права никогда не осуществлялся законодателями в форме кодификации, английское право сохранило в отношении источников права и свою структуру, и свои первоначальные черты. Это – типичное прецедентное право (caselaw).
Вторым источником английского права наряду с судебной практикой явлется закон – закон в прямом смысле этого слова и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона. Наряду с судебной практикой и законом существует третий источник английского права – обычай. Значение обычая весьма второстепенно и не идет в сравнение с основными источниками английского права.
В Англии проведено деление – неизвестное в Европе – на так называемое высокое правосудие, осуществляемое высшими судами, и низшее правосудие, осуществляемое большим числом нижестоящих судов и квазиюридических органов. Судьи английских высоких судов занимают важные позиции, и их роль очевидна. В отличие от того, что имеет место на континенте, в Англии существует подлинная судебная власть, которая по значению и престижу не ниже законодательной и исполнительной власти. В Англии нет прокурорских органов при судах. Наличие представителя исполнительной власти показалось бы англичанам несовместимым с автономией и достоинством судебной власти. Нет здесь и министерства юстиции, хотя многие и предсказывают образование такого органа.
2.2. Право США
За 200 лет независимого развития американское право приобрело столь много разнообразия, что стало значительно отличаться от английского образца. В отличие от Англии, США имеют собственную писаную конституцию, которая определяет государственное устройство страны в качестве федеративного государства и содержит перечень основных прав и свобод граждан, соблюдать которые обязаны законодатель, суды и исполнительная власть.
Американское право отличается от английского права большей степенью структурированности, систематизированности, громадной ролью Конституции, двухуровневой государственной и правовой системой, полифоничной правовой культурой. Ведь США создавались постепенно на базе децентрализованных форм общения и структур, которые в дальнейшем привели к федерализму как системе государственной децентрализаци и самоуправления.
Приведенные выше пояснения дают возможность выделить ряд специфических черт американского права в семье общего права. Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые системы федерации и штатов. Своеобразны способы унификации права в масштабе федерации.