Согласно неоднократно проведенным юристами исследованиям, привычки в качестве доминирующего мотива своих поступков в сфере права называют до трети опрошенных. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит хотя и привычно, но бездумно, а со знанием дела.8
В то же время все социальные нормы права и принципы (а правовые особенно) носят общий характер и не всегда могут соответствовать конкретной жизненной ситуации. Общая норма не учитывает неравенство физических и духовных особенностей различных людей, их неодинаковые возможности в осуществлении того или иного действия. Поэтому нередко существует необходимость самостоятельного осмысления личностью обстановки, правильной ориентации в изменившейся ситуации, в изменившихся условиях выбора.
В силу этого формирование правовых привычек соблюдать закон при всей их значимости не исчерпывает целей и задач права. Позитивные действия, в основе которых лежит исполнение нормативных предписаний, требуют проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона.
Имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла.
Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится привычной, например, негативного восприятия нестандартных ситуаций, появляющихся в процессе резких сдвигов всех сторон общественной жизни в сторону радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.
В этой связи важно знать, что консерватизм свойственен значительному числу лиц, ведущих себя правомерно.
В отличие от активного , оно не связано с дополнительными затратами и усилиями.6 Это повседневная служебная, бытовая и иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия, но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обычна и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, государстве, обществе. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовые и иные потребности человека.
III.Пассивное или конформистское поведение.
Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не используют принадлежащие им права и свободы.
Пассивно, например, ведет себя гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущества, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не использовавшего право для удовлетворения своих интересов. Однако ущерб терпит и общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере открывает двери волюнтаризму в государственных делах, выводит государственные структуры из под влияния и контроля народа. Существует немало средств, стимулирующих правомерное и в особенности – активное правомерное поведение. Так, действующее правовое законодательство предусматривает меры поощрения за высокопроизводительную и безупречную работу, улучшение качества продукции (выдача разовых и постоянных премий, награждение ценным подарком и т.д.). Среди неправовых стимулов активного правомерного поведения могут быть честолюбие, стремление занять более высокую должность, добиться власти и т.д.
"Конформистское поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.д.)".8 Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности – соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.
Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц.
Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой – к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям. Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку; желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомы; желание заслужить одобрение тех, с кем связан межличностными отношениями и т.д. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентаций, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставить свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.
Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для общества правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений.
Правомерное поведение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегда включает в себя два момента: информационный и поведенческий, т.е. осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях и представление о законных способах их ощущения.6 Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в таком обучении особенно велика в настоящее время, поскольку, во-первых, существовавшая ранее (и худо бедно работавшая) система правового воспитания разрушена, а созданием новой никто не занимается, во-вторых, основательно размыта грань между правомерным и неправомерным поведением.
Произошло это отчасти в результате декриминализации многих деяний, считавшихся традиционно в Советском обществе преступлениями (спекуляция товарами, частно-предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и т.д.), а отчасти вследствие действия нового для нашего общества принципа "разрешено все, что не запрещено законом". Рамки дозволенного здесь будут четкими лишь в том случае, если гражданин хорошо знает, что же запрещено. А такими знаниями при нынешней законодательной вакханалии, он, к сожалению не обладает. Не способствует правомерному поведению и нестабильность экономической, политической обстановки, социальная и национальная напряженность.
IV.Маргинальное поведение.
Появились целые слои населения, для которых характерна так называемая маргинальная форма поведения. Маргинальная личность, лишившись привычных условий существования, не может сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляет в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию и неуверенность в завтрашнем дне.
В правовом плане, по словам украинского правоведа В.В.Оксамытного, - "социально-правовая маргинальность характеризуется особым "промежуточным", "переходным" между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и в силу определенного (вольного или невольного) провоцирования со стороны государственно-правовых институтов и общества в целом".10
Дестабилизируют правомерное поведение также необычайно высокий уровень преступности и ее постоянный рост. В силу целого комплекса причин ряды преступников, пополнят граждане, для которых было свойственно ранее правомерное поведение. С другой стороны, на путь правомерного поведения становятся люди, которые не надеяться на правоохранительные органы и сами произвольно выбирают средства и способы защиты от преступных посягательств.
Мало помогают таким гражданам в юридическом отношении и многочисленные советы на страницах печати о том, как себя вести в экстренной криминогенной ситуации.
Следовательно, правомерное поведение станет нормой жизни для подавляющего большинства населения лишь в обществе с достаточно развитой экономикой, стабильным политическим режимом, законопослушным населением. Перспектива весьма отдаленная, но вполне реальная.
Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения, как маргинальное (лат. margo -–край, граница), т.е. пограничное8. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушениям, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.