Смекни!
smekni.com

Преступление против личности, связанное с жестоким обращением с потерпевшим (стр. 10 из 11)

Обстановка причинения вреда здоровью потерпевшего может также свидетельствовать о проявленной виновным особой жестоко­сти. В случае если такие действия совершаются на глазах у близких потерпевшему лиц и тем самым потерпевшему и его близким при­чиняются моральные страдания, действия виновного следует квали­фицировать также по п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ.

Что же касается субъективной стороны анализируемого состава преступлений, то ее можно раскрыть как осознание виновным обще­ственно опасного характера своих действий, предвидение наступле­ние тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желание или созна­тельное допущение (безразличное отношение) его наступления. Для наличия в действиях виновного лица признака особой жестокости необходимо доказать, что виновный осознавал факт причинения по­терпевшему в процессе нанесения ему тяжкого вреда здоровью осо­бых мучений и страданий. В отдельных случаях виновным может двигать стремление причинить потерпевшему особые мучения и страдания, однако наличие подобного мотива не является обяза­тельным признаком субъективной стороны преступления, преду­смотренного п. «б» ч. 2 ст. 111 У К РФ. Вывод о наличии либо отсут­ствии у виновного умысла на причинение тяжкого вреда здоровью может быть сделан после анализа объективной стороны совершенно­го преступления.

Специфика субъективной стороны преступления, предусмот­ренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, состоит в том, что оно совершается с двумя формами вины, представляя собой вариант такого виновного отношения к содеянному, о котором говорится в ст. 27 УК РФ. Пре­ступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, с субъективной сто­роны характеризуется умыслом (прямым либо косвенным) на при­чинение тяжкого вреда здоровью и неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью) по отношению к смерти. Приме­нительно к особой жестокости субъективная сторона данного соста­ва преступления характеризуется осознанием виновным лицом при причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего особых мучений и страданий и неосторожной формой вины по отношению к пре­ступным последствиям — смерти потерпевшего.

Повышенную общественную опасность представляет умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью, совершен­ное в какой-либо из форм соучастия. Для наличия в действиях соучаст­ников признака особой жестокости необходимо доказать, что умыслом каждого из них охватывался факт причинения потерпевшему особых мучений и страданий в процессе совершения преступления.

Наименее опасной формой является соучастие без предвари­тельного соглашения, в котором принимают участие как минимум двое соисполнителей, умыслом которых охватывается причинение потерпевшему особых мучений и страданий. Оба соисполнителя вы­полняют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 111УКРФ.

Большую общественную опасность представляет соучастие с предварительной договоренностью на совершение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью, т. е. ко­гда в преступлении принимают участие двое или более лиц, предва­рительно договорившихся о совместном совершении тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью и распределивших между собой ро­ли для совместных действий, непосредственно направленных на причинение такого вреда. Такие лица должны нести ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ. В тех случаях, когда, наряду с соисполнителями, другие участники преступления вы­ступают в роли организаторов, пособников либо подстрекателей и одновременно не являются соисполнителями, их действия подлежат квалификации по соответствующей части ст. 33 и п. «б» ч. 2, п. «ж» ч. Зет. 111УКРФ.

Умыслом всех соучастников должен охватываться факт совер­шения причинения тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью (по способу либо обстановке совершения ) и договоренность на со­вершение преступления должна быть достигнута до выполнения со­исполнителями объективной стороны.

В тех случаях, когда исполнитель причиняет тяжкий вред здо­ровью с особой жестокостью, но данный способ не оговаривался ор­ганизатором, пособником либо подстрекателем, исполнитель несет ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ, а другие соучастники не могут быть привлечены к ответственности за данный квалифици­рованный вид умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

В тех ситуациях, когда соучастники обсуждают различные спо­собы причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе и особо му­чительные, и им безразлично, каким способом исполнитель совер­шит преступление, соучастники должны нести ответственность по ст. 33, п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ, так как при альтернативном отно­шении к способу причинения тяжкого вреда здоровью соучастники отвечают за фактически совершенное преступление.

Наивысшую степень общественной опасности представляет та­кая форма соучастия, как организованная группа. Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью с особой жесто­костью будет считаться совершенным организованной преступной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объ­единившихся для совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 111 УК РФ. Умысел участников такой группы должен быть направлен на совершение именно тяжкого вреда здоро­вью с особой жестокостью. Действия ее участников, независимо от их роли в преступлении, следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ. Все участники преступной ор­ганизованной группы при совершении любым из ее участников тяж­кого вреда здоровью будут нести ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «а» ч. Зет. 111УКРФ.

Пунктом «в» ч. 2 ст. 112 У К РФ предусмотрена повышенная уголовная ответственность за совершение умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью с особой жестокостью, издеватель­ством или мучениями для потерпевшего.

Действия виновного надлежит квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 112 У К РФ в тех случаях, когда потерпевший испытывает особые мучения и страдания и ему причиняется средней тяжести вред здо­ровью, не опасный для жизни человека и не повлекший последст­вий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавший длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату трудоспособ­ности менее чем на одну треть.

Убийство, совершенное с особой жестокостью, предусмотрено п. "д" ч. 2 ст. 105 УК. Всякое убийство свидетельствует об известной жестокости преступника. Однако, для квалификации убийства, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 105 УК, требуется не всякая, а особая жестокость.

Необходимо иметь в виду, что согласно Закону особая жестокость связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).

Под особой жестокостью убийства следует понимать как особую жестокость способа убийства и его последствий (сюда включается и особо мучительный для убитого способ совершения преступления), так и особую жестокость личности убийцы (его исключительное бессердечие, безжалостность, свирепость, беспощадность).

К особой жестокости могут быть отнесены, в частности, случаи, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему умышленно применялись пытки, истязания, или совершалось глумление над жертвой, либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение человека заживо, длительное лишение пищи, воды и т.п.).

Особая жестокость может выражаться также в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что причиняет им этим особые страдания (п. 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Особая жестокость может выражаться и в глумлении над трупом (кроме случаев его уничтожения или расчленения с целью скрыть преступление).

Следует иметь в виду, что не каждое убийство, совершенное путем нанесения потерпевшему большого количества ранений, может признаваться как совершенное с особой жестокостью.

При совершении убийства с особой жестокостью субъект должен сознавать особо жестокий характер избранного им способа лишения жизни и предвидеть особо жестокие последствия своего деяния, а также желать либо сознательно допускать именно такой характер лишения потерпевшего жизни.

Следует иметь в виду, что установление особой жестокости не входит в компетенцию судебно-медицинской экспертизы, так как понятие "жестокость" не является медицинским. Этот вопрос разрешается следственными и судебными органами.

Убийство с особой жестокостью, равно как и любое другое убийство, может быть совершено как путем активных действий со стороны преступника, так и путем бездействия. Последнее будет иметь место тогда, когда на виновном лице в силу тех или иных обстоятельств лежала обязанность воспрепятствовать наступлению преступного последствия (например, обязанность родителей забо­ться о детях или наоборот). К особо мучительной смерти потерпевшего может привести такое бездействие, как длительное лишение пищи, воды и т. д. Мучительная смерть потерпевшего может тать от преступного бездействия врача, который обязан в соответствии с законом оказывать медицинскую помощь больному, ели будет доказано, что такой врач имел умысел на убийство боль-эго путем неоказания ему необходимой помощи, без которой большой испытывает особые мучения и страдания (например, введение в организм обезболивающих лекарств), и такое бездействие приводит |к смерти потерпевшего, то виновный будет нести ответственность за убийство с особой жестокостью, а способ убийства будет характеризоваться преступным бездействием.