Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения с субъектами Федерации, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В частности, к компетенции субъектов Федерации в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти, учитывая общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленные федеральные законы. Гарантией вмешательства федеральных властей в осуществление властных полномочий по предмету своего ведения субъектами Федерации служит установленное п. 6 ст. 76 Конституции правило, в соответствии с которым в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии со своими полномочиями (по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов Федерации), действует акт субъекта. Это положение находится в очевидном противоречии с п. 2 ст. 4 - одной из основополагающих статей Конституции, устанавливающей верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории российской Федерации.
Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному суду вменяется в обязанность рассматривать дела о несоответствии актов субъектов Российской Федерации, а также договоров между Федерацией и субъектами Конституции и федеральным законом России. Конституционный суд решает споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент России имеет право в соответствии со ст. 85 Конституции до решения суда о неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, приостановить его действие. Президент России может использовать согласительные процедуры в случае противоречия между федеральными властями и властями субъекта Федерации, а также между властями субъекта Федерации.
В этот период продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период еще в рамках СССР. Процесс имеет две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, например антимонопольного, забастовочного и т.д., и новый подход в правовом регулировании известных отношений, например налоговых, банковских и т.д. С другой стороны, начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.
1. История государства и права России. Учебник / под ред. Ю.П. Титова – М.: «Проспект», 1998. – 544с.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. Пособие. – М.: Юрист, 1993. – 272с.
3. Основы Российского права. Хрестоматия/ Сост.: В.В. Шкатулла, М.В. Шкатулла. – М.: Высшая школа, 1997 – 319с.
4. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995, 352 с.