В соответствии со ст. 65 Уголовно-процессуального кодекса РМ обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Уголовно – процессуальный закон предписывает считать обвиняемым лицо с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Так согласно ст. 288 УПК при неизвестности места нахождения обвиняемого в отношении него может быть объявлен розыск, применены меры уголовно – процессуального принуждения, в том числе и меры пресечения.
В определении понятия обвиняемого в законе подчеркивается такой важный момент как вынесение прокурором постановления о привлечении в качестве обвиняемого, ведь именно с этого момента в уголовном процессе появляется обвиняемый. В качестве оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого уголовно – процессуальный закон определяет наличие достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления (ст. 281 УПК РМ). Данные основания должны быть указаны в заключении органа уголовного преследования (ст. 280 УПК РМ).
Привлечение лица в качестве обвиняемого – это чрезвычайно ответственный акт, поэтому закон требует, чтобы орган уголовного преследования располагал к моменту вынесения постановления в качестве обвиняемого достаточными доказательствами. Строгович М.С. по этому поводу писал, что «скороспелое привлечение в качестве обвиняемого, без получения серьезных доказательств виновности данного лица, так и искусственная задержка привлечения, оттягивание его к концу следствия – недопустима».
В зависимости от стадии уголовного преследования, лицо, обвиняемое в преступлении именуется по-разному:
1. В стадии уголовного преследования – обвиняемый.
2. В стадии судебного производства – подсудимый.
Понятие «обвиняемый» более широкое, чем понятие «подсудимый», так как всякий подсудимый является обвиняемым, но не всякий обвиняемый будет подсудимым.
Уголовно – процессуальный закон связывает появление подсудимого в процессе со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Суть, которой состоит в том, что здесь не решается вопрос о виновности обвиняемого, а лишь осуществляется проверка о том, имеются ли достаточные основания и доказательства для рассмотрения дела в судебном заседании, не ущемлены ли права участников процесса, главным образом обвиняемого.
В стадии подготовки дела к судебному заседанию, судья при наличии основания для рассмотрения дела в судебном заседании выносит постановление о назначении судебного заседания.
Именно с этого момента обвиняемый становится подсудимым (ч. 2 ст. 65 УПК РМ). Кроме того, на подсудимого распространяются те процессуальные права обвиняемого, которыми он наделен в стадии уголовного преследования.
Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным (ч. 3 ст. 65 УПК РМ). В уголовно процессуальном праве осужденным признается лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, хотя он еще и не вступил в законную силу. Вынесенный судом обвинительный приговор является результатом судебного разбирательства по уголовному делу, и подтверждающий виновность подсудимого, а значит и обвиняемого. Приговором завершается судебное разбирательство по уголовному делу, им обвиняемый (подсудимый) признан виновным в совершении преступления и за которое он должен быть осужден, то есть нести меру наказания, а также другие правовые последствия признания виновности подсудимого.
Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор именуется оправданным.
Осужденный несет обязанности и пользуется правами с некоторыми ограничениями, предусмотренные законодательством, а также вытекающими из приговора суда, режима отбывания конкретного вида наказания. Это положение означает, что какого-либо особого правового статуса у осужденного нет.
Приговор суда определяет степень ограничения прав и обязанностей, которая связана с содержанием назначенного наказания, предусмотренное уголовным законом.
Процессуальное положение обвиняемого в стадии уголовного преследования и подсудимого в судебном разбирательстве неодинаково. Уголовное преследование не является состязательным. Обвиняемый в этой стадии не занимает положения стороны, и он защищается от предъявленного ему обвинения лишь перед органом, ведущим уголовное преследование, то есть перед органом уголовного преследования, который выполняет в этой стадии процесса несколько функций, в частности, функцию обвинения, функцию защиты и функцию разрешения дела в пределах своих полномочий.
Обвиняемый появляется в уголовном процессе в стадии уголовного преследования, в соответствии, с чем возникает вопрос – признается ли он виновным в совершении преступления с момента привлечения его в качестве обвиняемого?
В решении этого вопроса наиболее приемлемой следует считать позицию М.С. Строговича, согласно которой «совершенно недопустимо и ошибочно как в теоретическом, так и в практическом отношении отождествление обвиняемого с виновным, обращение с обвиняемым как уже с изобличенным преступником.
Обвиняемый – это лицо, которое обвиняется в совершении преступления, но вопрос о его виновности еще не решен, этот вопрос предстоит решить, а для этого надо прежде всего исследовать всесторонне, полно и непредвзято все обстоятельства дела, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его.
Глава 2. Процессуальный статус подозреваемого§1. Признание лица в качестве подозреваемогоПодозреваемый как участник уголовно-процессуальной деятельности приобретает права и несет обязанности, в силу определенного процессуального акта: постановления о привлечении в качестве подозреваемого, протокола о задержании или постановления об избрании меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Именно так решает этот вопрос уголовно-процессуальный кодекс.
Задержанное по подозрению в совершении преступления лицо может находиться в положении подозреваемого не более 72 часов (п.1 ч. 2 ст. 63 УПК РМ), в случае, если органом уголовного преследования избрана мера пресечения не связанная с лишением своды, то срок нахождения лица в качестве подозреваемого не должен превышать 10 суток. При вынесении органом уголовного преследования постановления о привлечении в качестве подозреваемого, срок нахождения лица в качестве подозреваемого может составлять 3 месяца. По истечении этого срока, если ему не предъявляется обвинение, задержанный освобождается из-под стражи, либо снимаются иные меры пресечения.
О задержании, как и о применении меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, орган уголовного преследования выносит мотивированное постановление, а суд — мотивированное решение.
Как было сказано ранее, в положении подозреваемого лицо может находиться не более трех месяцев. Если собрано достаточно доказательств и лицу предъявлено обвинение, то оно становится обвиняемым.
В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры пресечения и лицо выводится из под уголовного преследования. Когда же будет установлено, что действия подозреваемого не содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к административной ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости может быть допрошено в качестве свидетеля.
Необходимо отметить, что привлечение лица в качестве подозреваемого и применение к нему мер процессуального принуждения имеют различные правовую природу, цели и основания, причем лицо задерживается или арестовывается потому, что оно подозревается, а не наоборот, как это вытекает из логики действующего УПК.
По своей правовой природе привлечение в качестве подозреваемого - это действие, направленное на появление нового участника уголовного процесса, формирование у лица соответствующего правового статуса, первый шаг в направлении возложения уголовной ответственности. Лицу объявляется сущность подозрения, предоставляется возможность выразить свое отношение к нему, реализовать свои права, прежде всего, право на защиту.
В свою очередь, задержание и применение меры пресечения являются мерами процессуального принуждения, которые, хотя и вносят изменения в правовой статус подозреваемого, но не порождают его. Их цели и назначение имеют превентивный характер, направленный на создание условий для нормального, безопасного и объективного ведения расследования.
Представляется логичным выделить две группы оснований признания лица подозреваемым: материальные, то есть те фактические данные о причастности лица к преступлению, которые обусловили возникновение подозрения; процессуальные, то есть действия или решения органов расследования, ставящие лицо в положение подозреваемого.
Взаимосвязь между этими двумя группами оснований следует охарактеризовать как «причина и следствие»: только при наличии первых могут возникнуть вторые, при отсутствии первых появление вторых незаконно. Для вовлечения лица в процесс в качестве подозреваемого необходимо наличие обеих групп оснований.
Проблемными вопросами материальных оснований являются, прежде всего, следующие:
1) о процессуальном качестве фактических данных, составляющих их содержание;
2) об объеме этих данных, необходимых для выполнения действий по признанию лица подозреваемым.
Представляется, что решение об объявлении лицу о подозрении его в совершении преступления может быть принято только на основании доказательств, а не данных допроцессуального характера (заявления, объяснения, оперативная информация). Фактически именно с признания лица подозреваемым начинается уголовное преследование, это решение, имеющее большое юридическое значение и далеко идущие последствия, в связи с чем оно не может быть принято на основании непроверенных и не закрепленных в уголовно-процессуальном порядке сведений.